Как устроена КПП ВАЗ 2110: принцип работы, схема

Коробка передач – устройство и расположение

На ВАЗ 2110 установлена пятиступенчатая механическая коробка передач с двумя валами. Можно выделить две основные задачи КПП ВАЗ 2110:

  • Изменение скорости — при изменении крутящего момента происходит переключение скоростного режима.
  • Направление движения — переключение на заднюю передачу заставляет коленчатый вал вращаться в противоположном направлении, так что автомобиль движется на задней передаче.

Коробка передач автомобиля VAS 2110 состоит из двух валов — ведущего и ведомого, называемых также главным и вторичным валами. Каждый вал имеет набор шестеренок для регулировки крутящего момента. Внутри корпуса коробки передач также находится главная передача (соединенная с коленчатым валом через муфту) и дифференциал. Механизм переключения передач является рычагом для доступа в салон. Чтобы получить доступ к коробке передач, необходимо снять капот и крепления под днищем. Вместе с двигателем трансмиссия образует силовой агрегат.

Регулировка КПП ваз 2110

В большинстве случаев снятие коробки передач не поможет нормализовать ее работу. Если планируется замена подшипника или другая операция технического обслуживания, простая регулировка ни к чему не приведет.

Для этих десяток обычным явлением является прерывистое или сбитое переключение передач. Чтобы устранить эту неприятность, в его конструкции предусмотрен механизм регулировки привода выбора передач.

Регулирование необходимо, если оно вообще необходимо.

  • Некоторое время назад на главный вал был установлен новый подшипник или проведены другие ремонтные работы, что потребовало снятия КПП ВАЗ 2110
  • Постоянное замедление.
  • При движении автомобиля сбиваются обороты или трудно переключать передачи.

В случае возникновения одной из этих проблем корректировочные меры неизбежны. Однако это предпочтительнее, чем полный капитальный ремонт или демонтаж.

Эти характеристики могут быть стабилизированы следующим образом.

  1. Гайки и болты на нижней стороне автомобиля необходимо слегка ослабить. Они затягивают зажимы, удерживающие тяги коробки на месте.
  2. С помощью отвертки немного согните углубление в стержне и таким же образом расширьте отверстие в зажиме. Это облегчит перемещение дышла к рычагу селектора скорости. Сам рычаг должен быть установлен в нейтральное положение.
  3. Необходимо снять крышку с рычага селектора скорости.
  4. Важно совместить рычаг с шаблоном. Для этого вставьте шаблон в окно в накладке кронштейна блокировки задней передачи. После этого вставьте упор вала рычага в углубление шаблона и нажмите на него в поперечном направлении без больших физических усилий.
  5. Отрегулируйте осевой люфт рычага в заднем направлении, повернув его влево и отрегулировав осевой люфт.
  6. Установите зажимы на место и затяните их болтами, но оставьте несколько миллиметров пространства для конца стержня.

Нормальная работа КПП ВАЗ 2110

Следует отметить тот очевидный факт, что 10 автомобилей отечественных производителей оснащены исправной коробкой передач. Одно из неудобств заключается в том, что смазку необходимо регулярно обновлять. Важно соблюдать это требование, поскольку масло загрязняется микроскопическими обломками металла, образующимися при переключении передач, и происходит износ шестерен и других деталей трансмиссии.

Различные скорости автомобиля «упакованы» большим количеством деталей и шестеренок, которые постоянно трутся друг о друга. Удачно подобранное трансмиссионное масло снижает механическое напряжение, испытываемое шестернями во время движения автомобиля.

В КПП ВАЗ 2110 следует заливать высококачественное масло, поддерживая нужную температуру внутри коробки.

Для опытных водителей выбор масла не представляет сложности. Молодым водителям сложнее решить, какой тип масла выбрать. Некоторые из них не знают, сколько масла нужно использовать. Полагаться полностью на советы продавца не всегда продуктивно. Магазину нужен оборот. Часто продавцы предлагают «сток», т.е. то, что не будет продано в установленный срок.

Какой объем коробки ВАЗ 2110?

В предлагаемом материале мы определим, сколько именно масла нужно заливать в бак ВАЗа. Продуманность вопроса оправдана, поскольку речь идет о надлежащем функционировании автомобиля. Молодой водитель будет знать, сколько литров масла нужно купить, чтобы залить в картер коробки за один раз.

Компания производит конверсии таких автомобилей с различными силовыми агрегатами, которые оснащаются однотипной коробкой передач с минимальными техническими корректировками.  Здесь дизайнер прав на 100 процентов. Зачем изобретать колесо, когда речь идет о запуске в производство более новых и старых моделей. С экономической точки зрения, единая передающая единица имеет смысл.

Однородный агрегат, по сути, требует точного количества масла в коробке. Так, популярный ВАЗ 2110 имеет 3,5 литра масла в коробке. Этого количества масла достаточно для работы автомобиля в течение 60 000 километров. После этого необходимо заменить масло. В картере должно быть именно такое количество смазки. То есть 3,5 литра.

Можно и больше, но это приведет к повреждению автомобиля. Количество велико.

  • Многочисленные сальники вскоре выйдут из строя.
  • Повреждает мощность двигателя.
  • Увеличивает расход топлива.

Если добавить даже 200 граммов сверх нормы, то негативные последствия обязательно проявятся.

Проверка уровня и замена масла

Масло в КПП ВАЗ 2110 проверяется с помощью щупа с метками Max и Min. Если уровень масла находится между этими метками, уровень масла правильный. Если он не превышает минимальный уровень, необходимо долить масло. Возможно, что при большом пробеге заливка масла недостаточна и требуется полная замена масла. Существуют предупреждающие признаки того, что масло больше не пригодно для использования.

  • Масло мутное и темного цвета
  • Масло содержит осадок, в том числе металлические частицы — признаки механического износа
  • Это масло имеет неприятный запах

Этого достаточно для начала процедуры замены масла.

Правила замены

Существуют некоторые нюансы о трансмиссионном масле, о которых должен знать каждый владелец автомобиля ВАЗ 2110.

  • Трансмиссионное масло в коробке передач следует заливать в соответствии с сезоном (заливать летнее, зимнее или всесезонное масло).
  • Процедуру замены следует выполнять после прогрева автомобиля и в определенном порядке (как описано в руководстве по эксплуатации автомобиля, раздел 5 Подготовка к эксплуатации трансмиссии).
  • Используйте только сертифицированные трансмиссионные жидкости, которые гарантируют высокое качество.
  • Проверяйте трансмиссионную жидкость каждые 10 000 км.

Регламент замены

Трансмиссионная жидкость является расходным материалом и имеет ограниченный срок службы. Срок службы жидкости зависит от условий эксплуатации — климата, дороги, стиля вождения и самого масла. Продукт должен быть совместим и предназначен для использования в неблагоприятных погодных условиях. Таким образом, он прослужит как можно дольше в неблагоприятных условиях, в соответствии с официальными нормами.

Интервал замены масла для КПП ВАЗ 2110 составляет 80 000 км и изначально должен использоваться как ориентир. Рекомендуется проверять жидкость не реже одного раза в неделю, так как не исключено, что интервал ее замены придется сократить. Все вышеперечисленные требования более актуальны при движении по пыльной и бездорожной местности. В этом случае интервал замены придется сократить вдвое — до 60 000 км.

Необходимые инструменты

После прогрева бака необходимо подготовить инструменты и расходные материалы.

  • Пустой контейнер емкостью не менее 4 литров для слива отработанного масла.
  • Гаечный ключ любого типа размером 17 мм.
  • Тряпка.
  • Воронка со шлангом диаметром не более 10-12 мм.
  • Банка со свежим маслом.

Хруст и скрежет в коробке во время движения

Трансмиссия ВАЗ 2110 качественно производит причину тугого хода при эксплуатации. Устранение некоторых из них не требует особого вмешательства в механизм, другие же требуют ремонта коробки, близкого к капитальному. Чаще всего коробка хрустит при переключении передач по следующим причинам.

  1. Неисправность синхронизатора. Проблема может заключаться в этом факторе или в недостаточном количестве смазки в детали. Если синхронизатор «рассыпается» из-за старения, то смазка в сборе с образовавшимся «мусором» способна нанести серьезный ущерб всему устройству, поэтому важно решить эту проблему как можно скорее.
  2. Отказ картера. Такие компоненты, как «корзина», состоят из «лепестков», которые начинают отваливаться из-за большого пробега механизма. Если «лепестки» отсутствуют, водитель не сможет снизить скорость и услышит необычный шум при включении одной или нескольких передач. В этом случае потребуется замена «корзины» и диагностика синхронизатора.
  3. Проблемы с тросом сцепления. Это довольно распространенная проблема в автомобилях отечественного производства. Если трос сцепления порван, его необходимо заменить, иначе автомобиль вообще не будет двигаться.
  4. Неисправный трансмиссионный вал. Если вал застрянет на парковке, автомобиль не сдвинется с места, главное, чтобы он не застрял в движении, тогда последствия могут быть серьезными как для автомобиля, так и для пассажиров. Выход из строя вала вызван работой при высоких температурах, что негативно сказывается на материалах устройства.

Это лишь самые распространенные причины отказов коробки передач ВАЗ 2110. Также не забывайте о возможных заводских дефектах.

Замена коробки – дело ответственное

Если решение о демонтаже и ремонте коробки передач не является твердым, необходимо хотя бы изучить инструкцию по эксплуатации автомобиля и его технические характеристики. Когда автомобиль приобретался с рук, этой инструкции могло не быть, поэтому необходимо помочь в ремонте коробки передач ВАЗ 2110.

Вам понадобятся несколько простых инструментов: набор гаечных ключей, торцевых и разводных ключей. Необходимо проявить терпение, осторожность и потратить достаточное количество времени.

Демонтаж устройства с авто

Чтобы заменить блок, его необходимо снять с автомобиля.

Для замены коробки передач на автомобиле ВАЗ 2110 необходимо выполнить следующие действия.

  • Первое, что необходимо сделать, это снять крыло.

Для этого необходимо.

  • Торцевым ключом с ходом 10 мм открутите кронштейн переднего брызговика и пять гаек крепления кронштейна брызговика к двигателю.
  • Затем вместо него был использован аналогичный торцевой ключ с ходом 8 мм. Четыре болта были найдены на месте.

    С помощью этих болтов крыло было прикреплено к крылу в моторном отсеке.
  • Снова замените торцевой ключ и выберите тот, который имеет предыдущий номер «10». Используйте его, чтобы открутить два болта.

    Они расположены на задней стенке кронштейна крыла.
  • Осталось только снять само крыло и снять его с автомобиля. Будьте осторожны, так как необходимо отсоединить его от крыла.

Примечание: Крыло должно быть установлено после завершения работ. Крылья следует устанавливать в исходное положение в последовательности, но первый пункт будет последним пунктом снятия.

Перейдите к началу списка разборки данного устройства.

Инструментарий

Для выполнения этой процедуры вам понадобится набор инструментов, в том числе.

  • Набор гаечных ключей, торцевых или открытых гаечных ключей.
  • Набор розеток с удлинителями.
  • Плоская отвертка.
  • Выколотка.
  • Плоскогубцы.
  • Джек.
  • Чистая тряпка.

Кроме того, подготовьте емкость для слива отработанного масла. Можно использовать пластиковую бутылку объемом 5 литров.

Последовательность действий

Для снятия коробки передач требуется доступ к нижней части автомобиля, поэтому ее необходимо поднять. Это можно сделать с помощью крана, заведя автомобиль на эстакаду или смотровую яму.

Поскольку демонтаж довольно сложен, вам понадобится помощник.

На видео ниже демонстрируется замена сцепления, и первым шагом является снятие коробки передач.

Снятие коробки передач с автомобиля ВАЗ 2110 включает в себя ряд этапов.

  1. Сначала необходимо снять крыло двигателя (защищенное). Для этого с помощью торцевого ключа открутите болты крепления крыла и снимите щиток.
  2. Затем снимите защиту моторного отсека с правой стороны.
  3. Следующим шагом будет слив масла из коробки передач. Для обеспечения качественного слива масла рекомендуется перед сливом дать двигателю поработать несколько минут для прогрева двигателя. Затем под сливное отверстие следует подставить подготовленную бутылку или другую емкость и открутить сливную пробку.
    Слейте масло из коробки

  4. Когда масло будет полностью слито, очистите пробку и отверстие от грязи. Затем закрутите вилку обратно.
  5. После слива масла необходимо снять отрицательную клемму с аккумулятора и отключить автомобиль от электросети.
  6. Далее необходимо снять воздушный фильтр: отсоедините шланги от системы вентиляции картера, воздухозаборника и датчика расхода воздуха. Корпус воздушного фильтра снимается вместе с дроссельной заслонкой, датчиком и шлангами.
  7. После этого стартер необходимо снять с автомобиля. Сначала необходимо открутить гайку, через которую закреплены выступы провода сцепления, соединяющие стартер с положительной клеммой аккумулятора. Затем необходимо удалить язычки припоя с клеммных болтов. Теперь отсоедините кабель управления тяговым реле, открутите крепежную гайку и снимите стартер.
  8. На следующем этапе отсоедините трос привода сцепления от кронштейна коробки передач и вилки. Для этого вытяните трос сцепления из вилочной штанги в моторном отсеке. Затем ослабьте гайку крепления оболочки кабеля на кронштейне коробки передач.  Удерживая оболочку, вытяните выступ кабеля из кронштейна.
  9. Теперь отсоедините разъемы кабелей датчика скорости и датчика заднего хода.
    Отсоедините упор

    Отсоединение разъема датчика заднего хода

  10. Затем отсоедините реакционную линейку. Он крепится к бамперу с помощью двух гаек. Открутите орехи и удалите косточки вилкой. Теперь стержень можно отсоединить.
  11. Теперь отсоедините рычаг переключения передач от разъема.
  12. Затем ослабьте крепежные винты на крышке корпуса сцепления и снимите крышку.
  13. Теперь снимите привод колеса. Чтобы при установке не возникло проблем, на один из приводов следует установить деревянную заглушку.
    Вставьте штекер в отверстие

    Вставьте пробку в отверстие

    Затем снимите правый привод, но вы можете просто сдвинуть его в одну сторону и оставить там.

  14. Для упрощения процедуры снятия необходимо ослабить болты, удерживающие шарикоподшипник на месте.
  15. После откручивания крепежных болтов необходимо снять нижнюю крышку картера.
  16. Затем необходимо открутить нижние болты, крепящие коробку передач к двигателю.
  17. Затем силовой агрегат подвешивается с помощью подготовленных кронштейнов.  В качестве подставки можно использовать деревянную доску. Открутив одну из крепежных гаек, мы снимем опору двигателя с левой стороны.
  18. Снимите заднюю опору двигателя, открутив гайку, крепящую ее к кузову, и болт крепления коробки передач, чтобы предотвратить проворачивание гайки, и снимите заднюю опору.
  19. Чтобы сдвинуть коробку с направляющей, вставьте отвертку между блоком цилиндров и картером сцепления. При сдвигании коробки ее необходимо поддерживать, чтобы она не упиралась в диафрагменную пружину коленчатого вала. Большие нагрузки могут деформировать пружину и привести к неисправности устройства.
  20. Отклоните коробку передач назад до упора и снимите ее.
    Демонтаж коробки передач

    Снятие коробки передач с автомобиля

После демонтажа коробки передач автомобиля VAS 2110 можно проводить дальнейшие ремонтные работы. Установите коробку в обратном порядке.

Освоив процедуру самостоятельной разборки коробки передач, вы сможете сэкономить деньги на ремонте автомобиля и приобрести опыт в авторемонтных работах.

Схема коробки передач ВАЗ 2110:

Схема работы следующая: главный вал (29) выполнен в виде ведущего блока шестерен, который находится в зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Контрвал (25) представляет собой полый вал со съемной ведущей шестерней (3) для главной передачи. Контрвал оснащен ведомыми шкивами (16, 18, 19, 21, 23) и синхронизаторами (17, 20, 24) для шестерен переднего хода. Передние подшипники (4, 31) являются роликовыми, а задние (22, 28) — шарикоподшипниками. Под передним подшипником контрвала находится маслоуловитель (5), который направляет поток масла к контрвалу и далее вниз к ведомому шкиву.

Дифференциал представляет собой двойной вал. Предварительный натяг подшипника дифференциала регулируется с помощью толщины регулировочного кольца (13). Фланец корпуса дифференциала подходит к ведомой шестерне (12) главной передачи.

Схема привода переключения передач:

Схема коробки передач ВАЗ 2110
1 — рычаг селектора коробки передач.10 — Поворотная втулка.
2 — Рычаг селектора передач.11 — соединительная деталь.
3 — Картер коробки передач.12 — Зажим.
4 — Картер сцепления.13 — Крышка рычага.
5 — Рычаг селектора передач.14 — Рычаг управления коробкой передач.
6 — Втулка рычага.15 — Рычаг переключения передач.
7 — Сальник штока поршня.16 — Клетка для мячей.
8 — Защитная крышка.17 — Шарикоподшипник на рычаге переключения передач.
9 — Союз.18 — Реактивный стержень.

Привод управления переключением передач состоит из рычага переключения передач (15), шаровой опоры (17), тяги (14), рычага селектора передач (5) и механизма селектора и переключения передач (выкл. «P»).

Для предотвращения самопроизвольного разъединения Р вследствие осевого перемещения силового агрегата на его креплениях во время движения автомобиля в КП введены реактивные тяги (18), которые одним концом связаны с силовым агрегатом, а другим соединены с обоймой (16) шарикоподшипникового стержня (15), смещающего Р.

На внутреннем конце стержня (5) закреплен рычаг (1), который воздействует на трехходовой рычаг (2) механизма P-селектора. Этот механизм выполнен как отдельный узел и крепится к плоскости картера сцепления.

Заключение

Стоит согласиться с тем, что исправить ситуацию сложно — но возможно. В то же время это экономит ваши средства. Кроме того, следует отметить, что ВАЗ 2110 со сменным сцеплением идентичен 8-клапанным и 16-клапанным двигателям. Производитель установил на автомобиль коробку передач того же типа. Итак, уточним: как заменить сцепление ВАЗ 2110 без снятия коробки будет актуально для всех владельцев «10-й» серии.

Об авторе Николай Лёвкин

20-ти летний опыт ремонта автомобилей марки ВАЗ и УАЗ. Эксперт по ремонту автомобилей УАЗ.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.