Датчик коленвала ВАЗ 2110: расположение, проверка, замена

Что такое датчик положения коленвала на ваз 2110?

Индуктивный датчик положения коленчатого вала устанавливается рядом со специальным диском или по простому датчик коленвала ВАЗ 2110, который совмещен с приводным шкивом коленчатого вала. Этот специальный диск известен как эталонный или мастер-диск. Вместе они обеспечивают угловую синхронизацию блока управления. Пропуск двух из 60 зубьев диска позволяет системе определить TDC цилиндра № 1 или № 4. 19-й зуб после пропуска должен быть обращен к штифту цилиндра, а метка на распредвале — к изогнутому отклоняющему кронштейну. Зазор между датчиком и верхней частью зубьев диска составляет 0,8-1,0 мм. Сопротивление обмотки датчика составляет 880-900 Ом. Проводники датчика коленчатого вала экранированы для уменьшения помех.

После зажигания программа управления блока ожидает синхронизирующего импульса от датчика положения коленчатого вала. При вращении коленчатого вала сигнал синхроимпульса мгновенно поступает в блок управления, который в соответствии со своей частотой переключает каналы инжекторной цепи и катушки зажигания на землю.

Алгоритм программирования блока управления работает путем считывания 58 зубцов, проходящих через сердечник RFNC, и пропуска двух из них. Это контрольная метка для поршня первого (четвертого) цилиндра в положении верхней мертвой точки, по которой блок управления анализирует и распределяет сигналы переключения, управляющие открытием инжектора и зажиганием свечи зажигания, по тактам двигателя.

Блок управления обнаруживает кратковременный сбой в системе синхронизации и пытается повторно синхронизировать процесс управления. Если синхронизация не может быть возобновлена (отсутствие контакта в разъеме DIC, обрыв кабеля, механическое повреждение или поломка панели управления), система сигнализирует об ошибке на панели приборов и включает сигнальную лампу Check Engine. После этого двигатель остановится и не сможет быть запущен повторно.

Датчик положения коленчатого вала — надежное устройство, которое редко выходит из строя, но иногда возникают неисправности, связанные с невнимательностью или небрежностью специалиста по обслуживанию двигателя.

Пример работы датчик коленвала ВАЗ 2110

Например, на двигателе 21124 автомобиля ВАЗ-2112 (16 клапанов, где трос ДПКВ находится очень близко к выпускному коллектору) проблема обычно возникала после ремонта, когда провода на тросе не были подключены к кронштейну. Кабель плавится при соприкосновении с тепловой трубкой, разрушая схему соединения, и автомобиль глохнет.

Жгут проводов датчика положения коленчатого вала

Другим примером может быть некачественно изготовленная материнская плата, резиновый чехол которой может прогнуться в местах внутренних соединений.

Справочный компакт-диск

ЭБУ определяет положение по отношению к коленчатому валу в любой момент времени, вычисляя его скорость и угловую скорость после получения одного сигнала от дроссельной заслонки.

С помощью синусоидального сигнала от датчика положения коленчатого вала можно решать широкий круг задач.

  • Определение положения поршня в первом (или четвертом) цилиндре в данный момент времени.
  • Управление временем впрыска форсунок и продолжительностью открытого состояния.
  • Управление моментом зажигания.
  • Управление системой изменения фаз газораспределения клапанов.
  • Управление системой поглощения паров топлива.
  • Работа других вспомогательных систем в зависимости от оборотов двигателя (например, электроусилитель руля).

Поэтому DPVC играет важную роль в поддержании работы двигателя, точно определяя работу двух основных систем — зажигания и впрыска топлива.

Перед покупкой сменного устройства РПН важно подтвердить тип устройства РПН, установленного на двигателе.

Функции и предназначение датчик коленвала ВАЗ 2110

На двигателях с 8 или 16 клапанами дифференциал ГРМ предназначен не для управления, а для определения времени впрыска бензина. датчик коленчатого вала ВАЗ 2110 также передает импульс для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания силового агрегата. Поэтому неисправность контроллера может привести к отказу систем автомобиля. Это означает, что двигатель не будет работать должным образом.

Датчик положения коленчатого вала ВАЗ 2112

Датчик коленчатого вала ВАЗ 2112

Сам датчик коленвала ВАЗ 2110 представляет собой индуктивное устройство, которое должно реагировать на прохождение зубьев по регулировочному диску. Этот диск установлен на шкиве генератора, а сам регулятор установлен рядом с ним. Шкив имеет 58 зубьев с прорезью в 2 зуба между ними. Этот паз позволяет синхронизироваться с верхней мертвой точкой поршня двигателя. В тот момент, когда щель проходит через контроллер, соответствующий сигнал посылается в блок управления двигателем.

Существует достаточно много конструкций устройств этого типа, принцип работы которых основан на регуляторе, например, датчик Холла ВАЗ 2110. В последнем случае регулятор также реагирует на вращающийся вал, но срабатывает при прохождении постоянного магнита.

Индуктивный (магнитный) Датчик коленвала ВАЗ 2110

В основе устройства лежит намагниченный сердечник внутри катушки. В состоянии покоя магнитное поле постоянно, и в катушке нет самоиндуцированного электромагнитного поля. Когда металлический зубчатый наконечник неподвижного диска проходит перед сердечником, магнитное поле вокруг сердечника изменяется, что приводит к возникновению индукционного тока в обмотке. При вращении диска на выходе генерируется переменный ток, частота которого изменяется в зависимости от скорости вращения вала. Работа основана на эффекте электромагнитной индукции.

Особенностью этого датчика является его простая конструкция, что позволяет ему работать без дополнительного источника питания.

Датчик на основе эффекта Холла

Этот тип датчика работает на чипе, который помещен в корпус с магнитными силовыми линиями и основным диском, создающим движущееся магнитное поле с намагниченными зубцами.

Датчик обеспечивает высокоточный выходной сигнал во всех заданных режимах вращения коленчатого вала. Датчик на эффекте Холла требует подключения постоянного напряжения.

Оптические датчики

Он основан на физическом явлении фотоэлектрического эффекта. Он состоит из источника света с приемником (фотодиодом). Перфорированный диск, вращающийся между источником света и приемником, периодически закрывает и открывает путь источника света, после чего фотодиод выдает импульсный ток, который поступает в виде аналогового сигнала в блок управления (система имеет ограниченное применение и ранее устанавливалась на ролики зажигания в автомобилях, например, Matiz).

Где находится?

Если вы обнаружили неисправность в двигателе, вам необходимо знать положение регулятора, прежде чем приступать к определению неисправности и признаков поломки. где находится датчик положения коленчатого вала на 8- или 16-клапанных Tencent? Если вы откроете капот, то найдете регулятор прямо на крышке масляного насоса. Как видите, расположение регулятора не особенно удобно. инженеры ВАЗа подумали об этом и о простоте замены регулятора, поэтому оснастили ДПКВ проводом длиной 80 см.

Расположение датчика положения коленчатого вала под капотом

ДПКВ под капотом автомобиля

Особенности инжекторных систем и какой датчик коленвала ВАЗ 2110

Датчик коленчатого вала ВАЗ-2110

Система инжектора функционирует через систему датчиков и блок управления. Все сигналы поступают в микропроцессорный блок, который регулирует работу исполнительных механизмов. За правильную работу двигателя отвечают следующие датчики

  1. Положение коленчатого вала.
  2. Положение распределительного вала (не на всех версиях).
  3. Давление во впускном коллекторе.
  4. Лямбда-детектор.
  5. Скорость.
  6. Массовый расход воздуха.
  7. Положение дроссельной заслонки.

И главную роль играет датчик коленвала ВАЗ-2110 (8 или 16 клапанов), так как он влияет на момент впрыска и подачу высокого напряжения на электроды свечи зажигания. Имеется датчик температуры, но он практически не влияет на работу. Он необходим для контроля температуры двигателя и подачи сигнала на циферблатный манометр (или бортовой компьютер). Однако он незаменим для автоматического переключения топлива (с бензина на газ и наоборот).

Алгоритм работы инжекторной системы

Микропроцессор имеет несколько входов и выходов. На входы поступают сигналы от всех датчиков. Однако эти сигналы сначала преобразуются и, если необходимо, усиливаются. Микроконтроллер программируется для управления датчиками и исполнительными механизмами. Эти программы (микропрограммы) могут обеспечивать различные характеристики двигателя.

Датчик коленчатого вала ВАЗ-2110 тип 8

Можно увеличить мощность (что увеличивает расход бензина) или уменьшить расход (при этом страдает мощность). Однако большинство водителей предпочитают те программы, которые предоставляют средние параметры для работы. В этом случае сигнал с датчика положения коленчатого вала ВАЗ-2110 не изменяется, а корректируется только реакция исполнительного механизма при изменении входных данных.

Замена фишки и распиновка датчик коленвала ВАЗ 2110

Со временем провода, ведущие к разъему пульта дистанционного управления, перетерлись. Расположенные под двигателем и вблизи передних колес химически агрессивные среды в виде грязи, снега, масла и соли попадают на пульт дистанционного управления и его микросхему, что приводит к медленному окислению проводов на микросхеме и впоследствии к их поломке. Поскольку провода разъема собраны в пучок, вместе с заменой поставляется ремонтный фитинг с двумя выступающими проводами длиной 15 см. После удаления поврежденного разъема установите новый разъем на «скрученное» соединение. Изолируйте место перегиба термоусадочным клеем или трубной лентой.

Замена гнезда DPCV

Как видно из приведенной ниже схемы, их распиновка не представляет собой ничего сложного. Два провода подключаются непосредственно к контактам входа сигнала блока управления, проходя по всей длине жгута. Необходимо соблюдать полярность подключения сигнальных проводов датчика к блоку управления. При изменении полярности система синхронизации не будет работать. Для восстановления работы ДПКВ просто замените провода и проверьте правильность работы, запустив двигатель.

Схема подключения датчика коленчатого вала

Признаки поломки

Любая неисправность датчика коленчатого вала ВАЗ 2110 приводит к тому, что двигатель не запускается после длительной остановки. Если контроллер начнет сбоить во время движения автомобиля, в 90% случаев двигатель заглохнет, поскольку ЭБУ не сформирует сигнал для системы зажигания и сработает функция безопасности двигателя. Когда устройство начинает сбоить, датчики показывают признаки неисправности.

  • На приборной панели включается индикация «Check Engine».
  • Обороты двигателя становятся неустойчивыми, а тяговое усилие снижается на 50%.
  • Датчик коленчатого вала ВАЗ 2110 подлежит срочной замене при появлении следующих симптомов неисправности: гул и стук в области двигателя на повышенных оборотах.
  • Для инжекторных двигателей характерен звук прорыва в выпускном тракте.

При полном повреждении модуля зажигания ВАЗ 2110 двигатель глохнет, так как ЭБУ не подает сигнал на образование искры.

Эти симптомы не всегда указывают на необходимость полной замены датчика коленвала ВАЗ 2110, так как все неисправности этого компонента условно делятся на четыре группы

  • Заблокированные поверхности.
  • Повреждение обмотки и разрушение ее целостности.
  • Заводские дефекты.
  • Обрыв или короткое замыкание в цепи.

Проверка датчика начинается с очистки компонента. Проверьте чистоту контактов, защиту, чистоту разъемов и устраните любые утечки масла. Конструкция датчика довольно проста, но 20% отказов устройств — это заводской брак. После диагностики цепи размыкание было устранено. датчик коленвала ВАЗ 2110 не ремонтировался, так как стоимость расходных материалов не превышала 100 рублей, а узел был заменен на аналогичный после незначительной диагностики.

Причины поломки Датчик коленвала ВАЗ 2110

Существует несколько возможных причин выхода датчика из строя.

  • Механические повреждения.
  • Старение.
  • Электрические повреждения.
  • Разбитые цепи управления.

Рассмотрим каждый вариант подраздела более подробно.

Механические повреждения. Это может быть вызвано каким-либо ударом по датчику. Этот сбой может произойти, например, при попытке снять датчик.

Старение. Часто на старых автомобилях датчик может выйти из строя из-за старения и размагничивания железного сердечника.

Электрические повреждения. Когда происходит такая неисправность, чаще всего ломается катушка внутри датчика, и он перестает посылать сигналы в ЭБУ.

Нарушена цепь управления. Неисправная цепь управления — это не неисправный датчик. Затрагивается только жгут проводов, который передает сигнал от датчика к ЭБУ.

Проверка ДПКВ на исправность

Датчик коленчатого вала ВАЗ-2110 Поиск и устранение неисправностей
Чтобы подтвердить подозрение о неисправном датчике коленчатого вала, обсуждаются две наиболее вероятные причины повреждения. В обоих случаях необходимо демонтировать устройство с помощью резьбового ключа № 10. Нанесение меток на картер и на сам датчик до начала работы поможет впоследствии затянуть устройство на начальный угол поворота.

Перед демонтажем водитель должен также не забыть измерить зазор между синхронизирующим диском и датчиком, который не должен превышать 0,6 — 1,5 мм. Если нет механических повреждений, например, царапин, вмятин, повреждений структуры материала, датчик проверяется другим измерительным прибором.

  • Проверка с помощью омметра. В этом случае необходимо измерить сопротивление обмотки датчика. Поскольку стандартные значения этого параметра устанавливаются производителем и находятся в диапазоне от 550 до 750 Ом, превышение указанного предела означает, что существует проблема с этой функцией, важной для правильного функционирования автомобильного устройства, а значит, оно неисправно. Здесь стоит отметить, что производитель допускает очень небольшие отличия в сопротивлении от значений, указанных на табличке, но в любом случае они должны соответствовать данным, указанным в руководстве по эксплуатации автомобиля.
  • Проверьте с помощью вольтметра, измерителя индуктивности и трансформатора. Этот метод более сложный, но более эффективный: вы измеряете сопротивление тем же омметром, а затем проверяете индуктивность при напряжении на обмотке 500 вольт (которое должно составлять от 200 до 4 000 мГн). Затем измерьте сопротивление мегомметром, чтобы убедиться, что оно не превышает 20 мегаом.

Если датчик по-прежнему не проходит эту проверку, его необходимо заменить. Во время этого процесса не забывайте соблюдать указанное производителем расстояние между ним и диском ГРМ и совместить его с метками на картере предыдущего узла. Новый датчик необходимо проверить перед установкой, так как он может работать неправильно, даже если все процедуры установки были выполнены правильно.

Новый DIC тестируется так же, как и тот, который подозревается в неисправности, и, в зависимости от результатов, устройство может быть установлено вместо предыдущего или отбраковано. Во время установки болты следует затягивать с моментом 8-12 Нм. В любом случае, прежде чем предпринимать какие-либо действия по замене довольно дорогого и труднодоступного узла, нужно обязательно убедиться, что именно он неисправен, так как автомобили, выпускаемые нашей автомобильной промышленностью, склонны к неприятным сюрпризам.

Первый способ проверки

В этом случае вам понадобится омметр, с помощью которого можно заменить сопротивление на обмотке. Значение составляет от 550 до 750 Ом в соответствии со стандартами производителя.

Омметр

Если ваши ценности немного отличаются от общепринятых, это нормально. Однако если отклонение серьезное, вам определенно придется заменить датчик.

Справедливости ради стоит отметить, что датчик положения коленчатого вала на моделях ВАЗ 2110 редко выходит из строя. Основными причинами нарушения его нормального функционирования являются скопление грязи, механические повреждения и обычные заводские дефекты.

Особенности проверки на других авто

Что касается других автомобилей, например, ВАЗ-2109, ВАЗ-2112 и ВАЗ-2114 с инжекторными двигателями, то они проверяются так же, как и автомобили ВАЗ-2110.

Стоит отметить, что для ВАЗ дополнительную проверку можно провести при проверке сопротивления катушки датчика коленчатого вала.

Для этого, однако, переключите мультиметр в режим вольтметра с пределом измерения 200 мВ.

Затем подсоедините щуп к клеммам DDCV и проведите любым металлическим предметом, например, отверткой, недалеко от сердечника.

Если датчик исправен, он отреагирует на металл, и на дисплее мультиметра появится всплеск напряжения. Если таких всплесков нет, это указывает на неисправный компонент.

Что касается такого автомобиля, как Renault Logan, то разница между ним и ВАЗом сводится к несколько иному показанию сопротивления катушки датчика при измерении омметром.

В полной ЭККБ Logan нормальное сопротивление составляет 200-270 Ом.

Сопротивление катушки в автомобиле Daewoo Lanos должно быть в пределах 500-600 Ом.

Однако на двигателях ЗМЗ-406, устанавливаемых на автомобили «Волга» и «Антилопа», нормальное сопротивление катушки составляет 850-900 Ом.

Второй метод

Здесь понадобятся вольтметр, трансформатор и измеритель индуктивности. Лучше всего измерять сопротивление при компактной температуре.

Проверьте вольтметром

Получив показания омметра, вооружитесь измерителем индуктивности. Обычно счетчик должен показывать от 200 до 4000 единиц (миллигенер).

Когда на обмотку датчика положения коленчатого вала подается напряжение 500 вольт, мегомметр измеряет сопротивление. При нормальных условиях показания будут не более 20 мегаом.

Замена

Если DPCV имеет признаки повреждения, он будет заменен без ремонта. Контроллер расположен в неудобном месте и крепится болтом к крышке масляного насоса. Как удалить элементы шаг за шагом.

  • Выключите зажигание и отсоедините отрицательную клемму аккумулятора.
  • Найдите датчик масляного насоса и отсоедините разъем. Провод от контроллера ведет к планке разъема, и вы можете найти его по проводу.
  • Открутите отдельные винты гаечным ключом на 10 мм.
  • Устройство снимается.

Перед установкой нового компонента тщательно очистите держатель датчика и штекер разъема и проверьте целостность проводки. Это позволит избежать быстрого разрушения нового компонента.

Замена датчика

Если проблема с двигателем вызвана недостаточным сигналом от разъема датчика к ЭБУ, проверьте целостность проводки. Диагностика электроники, если сигнал есть, но электроника не реагирует, должна проводиться в специализированной мастерской. В 90% случаев требуется перепрошивка системы управления и замена электронного блока.

В половине случаев датчики выходят из строя из-за банального загрязнения. Контроллер расположен рядом с масляным насосом и может выбрасывать капли. Когда масло попадает на считывающий элемент датчика, оно засоряет его поверхность, вызывая окисление и препятствуя правильной передаче данных.

Заключение

Если датчик коленчатого вала типа ВАЗ-2110 (16 или 8 клапанов) не проходит проверку, можно говорить о его неисправности. Неплохо бы проверить новое устройство перед установкой — по крайней мере, проверить измерение сопротивления. Только после того, как вы убедитесь в его работоспособности, устанавливайте его на автомобиль. Всегда проверяйте зазор между датчиком и зубьями шкива — от этого зависит правильная работа системы управления.

Об авторе Николай Лёвкин

20-ти летний опыт ремонта автомобилей марки ВАЗ и УАЗ. Эксперт по ремонту автомобилей УАЗ.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.