Ремонт рулевой рейки ваз 2110. Инструкция со схемами.

Колеса и ходовая часть

ВАЗ-2110 и все семейство испытывают повышенную нагрузку на передние колеса из-за переднего привода. Необходимо провести балансировку, а также проверить состояние гаек, ступицы и вообще ходовой части в целом.

Довольно часто при торможении ударяется сам обод. И не из-за балансировки, а из-за сломанных болтов и дырок. Можно попробовать снять колесо, переставить его на один болт вперед по кругу, проверить результат. Кто-то наматывает моток изоленты, это как минимум помогает диагностировать проблему. Если проблема исчезла ненадолго, проблема кроется в дисках и креплениях.

Натяжные тяги, поворотные кулаки, шаровые опоры, рычаги — все это нужно тянуть на подъемнике для люфта. Опять же, за рулем стоит внимательно прислушиваться к работе подвески на поворотах или неровностях. После поездки проверить эти же ступицы на нагрев вручную.

В принципе, ВАЗ-2110 такая машина, что если нет руля, который крутится на скорости до 90 км/ч, то это нормально. В любом случае, на большей скорости ездить на нем опасно, даже если ходовая в идеальном состоянии — дело тут в качестве деталей и в целом слабой прочности автомобиля.

Если руль вибрирует на скорости 100-120 км/ч, это не значит, что нужно сразу балансировать колеса автомобиля. Причины могут быть разные, хотя это самая распространенная причина. Большинство автовладельцев считают, что руль и вибрации автомобиля вызваны дисбалансом колес, но могут быть и другие причины.

Может возникнуть проблема, что удар руля, как и кузова автомобиля, является самой популярной и неприятной проблемой. Кроме того, это обычно кажется незаметным, пока наше терпение не лопнет, потому что руль уже слишком сильно бьет, что влияет на всю машину. Однако водители быстро к этому привыкают и не спешат в автомастерскую или шиномонтаж для решения проблемы.

Но обычно в этот момент люди задаются вопросом, что означает вибрация автомобиля и почему трясется руль. Причин, по которым машина и руль вибрируют, много. Эту проблему можно решить без значительных финансовых затрат. Как только причина вибрации будет найдена, вам, возможно, придется заплатить за ремонт и устранение проблемы с вибрацией. Однако следует знать, что эта процедура сэкономит нам деньги в будущем, так как без ремонта некоторые узлы подвески или рулевого управления могут выйти из строя.

Чтобы выяснить причину вибрации, возникающей на руле, или на машине в целом, необходимо будет определить условия вибрации. Для этого нужно проехать по трассе, на которой мало трафика, на разных скоростях. При этом необходимо следить за биением и помнить, на каких скоростях эта проблема проявляется, а с какими исчезает.

Обычно это происходит так: выделяют два скоростных интервала, где возникает вибрация — сначала на средней или малой скорости, а затем вибрация пропадает на повышенной скорости, либо появляется вновь на повышенной скорости. Если вибрация незначительна, то проявляется только в одном интервале — на более высоких скоростях. Также узнайте, как меняется поведение автомобиля при разгоне и торможении, пропадает или усиливается вибрация при разгоне на разных скоростях.

Рассмотрим причины, по которым возникают вибрации на кузове автомобиля и перейдем к рулю.

Конструкция рулевой рейки на ВАЗ-2110

Сначала определимся, что регулировать. Конструкция рельса предельно проста. Гидроусилителя в комплекте нет, поэтому даже с разборкой (которая совсем не обязательна) вся работа займет максимум полтора часа.

рулевая-рейка-650x468.jpg

Планировка и дизайн.

Рулевой механизм ВАЗ-2110 представляет собой реечный редуктор, преобразующий вращение рулевого вала 27 в движение самой рейки 16. Натяжные тяги 5 и 7 крепятся болтами к рейке 6, которая поворачивает тяги с поворотный кулак. Наиболее подвержены нагрузке и соответственно износу места контакта ведущего колеса 21 и рейки 16.

Когда необходима регулировка

Между этими частями со временем образуется зазор, что приводит к появлению симптомов, указывающих на необходимость регулировки:

  • стук в рулевой рейке при проезде неровностей;
  • увеличенный люфт на руле;
  • слишком тугой руль, колеса не регулируются после поворота;
  • стойка «закусывает» через равные промежутки времени, это свидетельствует о критическом износе стойки или ведущей шестерни 21.

Какие возможны поломки в рулевом управлении ВАЗ 2112


Элементы управления автомобиля ВАЗ 2112
Основные элементы рулевой рейки:

  • 20 — железная дорога.
  • 21 — опорная втулка для рейки.
  • 22 — демпфирование.
  • 23 — резинометаллический шарнир.
  • 10, 11, 14 — элементы соединения рейки и рулевых тяг.
  • 12 — кронштейны, удерживающие рулевой механизм на щите в передней части кузова.
  • 13 — резиновые опоры рулевого механизма.
  • 15 — крышка для защиты узла.

Ведущее колесо входит в зацепление с рулевой тягой и установлено в картере на подшипниках. Упор из металлокерамики, уплотненный в картере специальным резиновым кольцом, пружиной прижимает рейку к шестерне. Предохранитель предотвращает ослабление гайки. Упростить установку фишки, расположенной на пыльнике и картере рулевого механизма.

Признаки неисправности

Без надлежащего ухода, такого как смазка подшипников и проверка на люфт, рулевая рейка может быстро выйти из строя. Симптомы неисправностей, указывающие на то, что механизм уже следует менять:

  • Заметный стук при проезде неровностей, который передается на руль. Если при повороте руля слышен стук, управлять таким автомобилем небезопасно, необходимо срочно провести диагностику механизма.
  • Сильный люфт на руле свидетельствует о ослаблении креплений или износе шарнира рейки».
  • повышенное усилие при вращении барабанов.
  • Слышен шум при работе гидроусилителя (если есть).
  • причиной стука могут быть недостаточно смазанные подшипники или износ реечной пары. При наличии заметного люфта при раскачивании рулевого вала в стыке с рейкой требуется ремонт. Если нет, то достаточно проверить и подтянуть соединения к втулке и рулевому механизму.

Для крепления рельса используются сверхпрочные тиски

Зазоры и регулировка

В этих случаях имеет смысл попытаться отрегулировать зазор между рейкой и шестерней, чтобы отсрочить капитальный ремонт всего механизма. А регулировать зазор будем нажатием регулировочной гайки 33 через пружину 32 и упор на рейку 31, рейку шестерни.

Для этого нам понадобится специальный восьмигранный ключ на 17, который продается в любом автомагазине. Также вам понадобятся отвертки и стандартный набор инструментов, если мы не будем снимать рейку со станка. Начнем с регулировки.

ключ-рейка-650x370.jpg

Ключ для подтяжки рулевой рейки на автомобиле ВАЗ-2110.

Цена и особенности рулевой рейки ВАЗ 2110

Рулевая тяга ВАЗ 2110

На автомобилях ВАЗ 2110 устанавливалась рейка самых первых образцов с прямыми зубьями, а на последних версиях автомобиля и на первой Калине устанавливалась точно такая же рейка, но с косозубым зацеплением. Простое устройство, простой ремонт. Самое главное правильно диагностировать проблему. Тогда будет локализовано место неисправности, и это значительно упростит ремонт рулевого механизма.

Ремонт контрольно-измерительного оборудования

Новая рейка на ВАЗ 2110 стоит 4230 рублей в комплекте с тягами. Это агрегат ВАЗ. Если вас это качество не устраивает, вы можете добавить 700 рублей и купить рейку на ВАЗ 2110 от Fenox. Честно говоря, особого смысла переплачивать нет, так как сама рейка, стойка в нормальных условиях служит довольно долго.

Ремкомплект для рейки 2110

Ремкомплект на рейку 2110

Весь подбородок в ремкомплектах. Тут надо держать слух начеку, так как ремкомплект может быть как неполным, так и некачественным. Это не дорого, но сам акт покупки некачественной запчасти, которой вы доверяете, неприятен. В малый ремонтный комплект входят:

  • втулки рельсовые;
  • акцент;
  • уплотнительное кольцо; три части;
  • нажимная гайка.

Такой набор стоит около 300 рублей. Но лучше доплатить еще 250 и получить полный комплект, в который входят пыльники и гофры. Неважно, в каком состоянии находятся старые, лучше их заменить, и вот почему.

Не скупитесь на хороший ремонтный комплект

Дело в том, что в среднем на 120 тысячах в зависимости от условий эксплуатации могут возникать малозаметные трещины и прорывы чулок и гофр. Заметить их довольно сложно, и сквозь них неизбежно попадает вода. Она никуда не денется от корпуса рельса и сделает свое мокрое дело — ржавчины не избежать. Любой очаг коррозии на рейке — это минус для ресурса как самой рейки, так и уплотнителя. Цепная реакция в конечном итоге приводит к слишком сильному износу стойки, и восстановление может оказаться невозможным. Не скупитесь на хороший ремонтный комплект.

Устройство управления

Ваз 2110: подтяжка рулевой рейки со снятием

Для регулировки рулевой рейки на ВАЗ 2110 потребуются: ключ специализированный под «десятку» рулевой рейки, а также необходимо будет снять рулевую рейку вместе с тягами.

Инструменты

Поскольку существует 2 способа подтяжки рейки на автомобилях ВАЗ 2108–2115, то есть со снятием рулевой рейки и без снятия, то есть непосредственно на автомобиле, то для каждого способа нужен свой набор инструментов. Для подтяжки рулевой рейки ВАЗ 2110, имеющей 8-клапанный двигатель, понадобится только специальный ключ, который можно приобрести в любом автомагазине. Помните, что для автомобилей ВАЗ 2108-21099 и 2113-2115 нужен старый ключ, он чуть меньшего размера, для нового 2110-2112 чуть больше и с дыркой посередине. Кроме того, обязательно возьмите с собой ядро ​​и молоток.

Если вам необходимо подтянуть рулевую рейку ВАЗ 2114 с шестнадцатиклапанным двигателем, вам также понадобится обычный набор рожковых ключей и отверток для снятия воздушного фильтра и аккумулятора.

Тем, кто планирует подтяжку рейки со снятием для осмотра и (при необходимости) ремонта, помимо инструментов, описанных выше, потребуются:

  • противооткатные упоры;
  • джек;
  • стойки безопасности;
  • мощная плоская отвертка или узкая стамеска;
  • трещотка с удлинителем;
  • набор бит (головок);
  • плоскогубцы;
  • триггер для выталкивания пальцев на рулевых наконечниках;
  • удлинитель и лампа для переноски.
Необходимые инструменты

Необходимые инструменты

Все эти инструменты необходимы для разборки узла, при этом затяжка осуществляется стандартным специальным ключом.

Снятие рулевой рейки ВАЗ 2110

Для данного выполнения этой операции вам понадобятся: плоская отвертка, молоток, монтажная лопатка, пассатижи, ключ на 19, а также головки на 10, 13, 15, 17, 27.
Так:

  • В первую очередь необходимо открутить гайку в салоне и снять болт крепления нижнего шарнира карданного подвеса к шестерне вала рулевой рейки (рулевого паза), используя для этой процедуры головку на 13. Если болт проворачивается, его необходимо будет удерживать рожковым ключом на 13.
Снятие рулевой рейки

Снятие рулевой рейки

В моторном отсеке:

  • При использовании головки на 10 необходимо открутить гайку верхнего крепления рулевой рейки.
  • Затем снизу автомобиля с помощью головки на 10 откручиваем две гайки крепления рулевой рейки.
  • Снимите открученный чехол рулевого колеса.
Снятие рулевой рейки

Снятие рулевой рейки

Поднимите переднюю часть автомобиля и снимите колеса.
Для снятия рулевой рейки без рулевых тяг их необходимо отсоединить:

  • В первую очередь необходимо снять стопорную пластину крепления рулевой тяги, поддев ее плоской отверткой. После откручиваем два болта, которые крепятся к рулевой рейке.
  • Используйте головку на 13 и открутите гайки, крепящие кронштейны рулевого управления к переборке.
  • Сдвиньте рулевую рейку вперед и извлеките вал рулевого механизма из отверстия в перегородке.
  • Снимите рулевую рейку ВАЗ 2110 вместе с тягами.

Для снятия рулевой рейки вместе с рулевыми тягами необходимо отсоединить концы рулевых тяг от маятников к стойкам амортизаторов.
Для этого потребуется:

  • Прежде всего, с помощью плоскогубцев удалите занозу.
  • При использовании торцевого ключа на 19 мм не откручивайте полностью стопорную гайку шарового болта.
  • Головкой на 17 ослабьте натяжной болт наконечника поперечной рулевой тяги.
  • На следующем этапе выпрессовываем шаровой палец из рычага, вставив монтажную лопатку между наконечником и поворотным рычагом, при этом отжимая кончик от рычага и ударяя по концу поворотного рычага молотком.
  • Полностью ослабьте шаровую гайку.
  • Выньте шаровой палец из отверстия в поворотном рычаге.
  • С помощью отвертки необходимо открыть прорезь на наконечнике рулевой тяги.
  • Отвинтите наконечник, удерживая резьбовую регулировочную втулку ключом на 27. Необходимо рассчитать количество витков, чтобы набить наконечник с таким же количеством витков при установке.
    При этом сохраняем положение резьбовой втулки на рулевой тяге. Это позволит сохранить примерно одинаковый угол схождения колес.

Регулировка рулевой рейки

На автомобиле ВАЗ 2110 рулевая рейка регулируется в заклиненном состоянии. При этом его закрепляют в тисках таким образом, чтобы он не двигался, для этого регулируются тяги.
Так:

  • Берем рейки (усы) за тяги руками, и когда их встряхиваем, необходимо определить величину отдачи.
  • Теперь для устранения люфта в рулевой рейке «десятки» нужно использовать специализированный ключ.
  • Вставляем этот ключ и поворачиваем его примерно на 10-15 градусов против часовой стрелки, затем руками снова трясем тяговое усилие.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если при последующей проверке рулевая рейка обнаружит люфт, необходимо снова подтянуть рейку на 10-15 градусов. Делаем это до полного исчезновения люфта в рейке.

Регулировка рулевой рейки ВАЗ 2110

Регулировка рулевой рейки ВАЗ 2110

В каждом случае мощность разная, поэтому конкретного крутящего момента нет. Следует отметить, что перетягивать рулевую рейку также нельзя, иначе руль будет тяжело вращаться.
После завершения рулевой рейки на автомобиль ВАЗ 2110 необходимо затянуть стопорную гайку, опрессовав резьбу картера. Кстати, так выглядит инструкция по регулировке рулевой рейки автомобиля ВАЗ 2110 из руководства по обслуживанию.
Проверьте расстояние между стопорной гайкой и стопором рельса:

  • Снимите рулевой механизм с автомобиля.
  • Установите направляющую штангу в центральное положение, это положение определяется размером (87 ± 0,25) мм от конца рейки до оси шестерни. Нагрузить рейку специальным приспособлением с усилием (51 ± 2) кгс или Р = (500 ± 20) Н, на расстоянии, равном 84 мм, от оси шестерни до вершины рейки.
  • Максимально допустимое расстояние между гайкой и стопором составляет 0,2 мм. Допустимое максимальное смещение Х направляющей реки, измеренное через относительное смещение напорного поршня 1, не должно превышать 0,16 мм.

Установка рулевого механизма ВАЗ 2110

Перед началом установки необходимо проверить, что рейка установлена ​​в среднем положении.
Так:

  • За поверхность вала-шестерни раздвижными пассатижами вращаем вал до упора в любую сторону;
  • После этого проворачиваем ось на два полных оборота в обратном направлении и поворачиваем ось таким образом, чтобы поверхность оси располагалась вертикально с правой стороны по ходу автомобиля.
  • В остальном рейка устанавливается в обратном порядке.

Как на автомобиле ВАЗ 2110 подтянуть рулевую без снятия

Итак, если у вас возник вопрос, как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110, не снимая ее, вам необходимо купить специальный ключ, выполненный в форме восьмигранника, размер которого составляет 17 мм.

Внимание: на автомобиле ВАЗ 2110 рулевая рейка подтягивается при появлении стука при работе рулевого механизма. Когда во время движения автомобиля вы чувствуете стук в рулевом механизме, это служит сигналом к ​​тому, что необходимо его отрегулировать.

Как правило, небольшой люфт в руле вашего автомобиля возникает в процессе попадания колеса автомобиля в яму или при наезде на препятствия.Только на подъемнике или эстакаде регулируется рулевая рейка, также можно заехать в смотровое отверстие для этого. Так:

  • В первую очередь необходимо снять защиту двигателя, а сделать это без подъемника или смотровой ямы практически невозможно. После снятия защиты нужно взять плоскую отвертку и переносную лампу. Проходишь от задней части подрамника к задней части рулевой рейки и в точке пересечения рейки и рулевого вала нужно найти на корпусе регулировочную гайку.

ВНИМАНИЕ: Большинство начинающих автолюбителей легко могут принять регулировочную гайку за заглушку, найти ее также сложно, так как она обычно покрыта слоем грязи. Отрегулировать эту гайку можно только специальным ключом, который необходимо приобрести заранее.

  • Если до вас никто не трогал рулевой механизм, то на гайке обязательно будет зеленая пластиковая заглушка, которая выполняет роль стопора и устанавливается на заводе. С помощью отвертки нужно снять указанную заглушку, она хоть и очень хрупкая, но не сняв ее, вы не сможете провернуть регулировочную гайку.
  • После того, как стопор снят, с помощью специального ключа затягиваем регулировочную гайку по часовой стрелке. Нажимать до упора не рекомендуется, степень зажатия зависит от того, насколько сильно перед этим постучала рулевая рейка. Необходимо повернуть ключ примерно на 10-15 градусов и проверить реку на люфт.
  • Для проверки степени затяжки гайки необходимо резко повернуть рейку в ту или иную сторону, если посторонних шумов и шумов не слышно, это значит, что гайка достаточно затянута. Если вы хотите установить стопор обратно, то этого делать нельзя, так как толку от него уже не будет.

Весь процесс регулировки рулевого механизма на автомобиле ВАЗ 2110 не займет у вас более получаса, при условии, что вы делаете это впервые, если у вас уже есть опыт, то процедура займет гораздо меньше времени и, самое главное главное, что вы все это делаете руками. Многие заправки не хотят регулировать рулевую рейку, так как цена этой услуги не высока, им гораздо проще заменить этот механизм, но эта услуга уже коснется владельца автомобиля. Изучив фото и видео рабочего процесса, и выполнив достаточно простую регулировку рулевой рейки «десятки», потратив на это не более 30 минут собственного времени, автолюбитель убеждается, что автомобиль ВАЗ 2110 имеет регулируемый механизм управления и это можно сделать самостоятельно.

Система управления автомобилем отвечает за направление движения, а также во многом за безопасность водителя и пассажиров. Одним из важнейших элементов в этой системе является рулевая рейка. Его роль заключается в передаче усилия от рулевого колеса к тягам, которые, в свою очередь, заставляют управляемые колеса поворачиваться в ту или иную сторону.

За исключением последних модификаций в автомобилях ВАЗ-2110 рулевая рейка не оборудована усилителем, но это вовсе не означает, что ее механическая конструкция будет служить вечно. Как и любой другой движущийся механизм, он иногда выходит из строя. О том, что такое рулевая рейка ВАЗ-2110 и какие проблемы с ней случаются, мы поговорим в этой статье. Кроме того, мы узнаем, как отремонтировать или заменить его самостоятельно.

Полезные советы

Напоследок несколько полезных советов, которые продлят жизнь рулевой рейке и другим элементам, входящим в состав блока управления:

  1. Проверяйте состояние рулевого управления не реже одного раза в квартал на СТО или самостоятельно.
  2. Обратите внимание на состояние защитного кожуха рулевой колонки.
  3. Старайтесь ограничить движение по неровным поверхностям, особенно на высоких скоростях.
  4. Не проверяйте прочность рулевой рейки и всего механизма, начиная с вывернутого до упора в сторону руля.
  5. Если на рулевой рейке обнаружены люфты или другие признаки неисправности, отремонтируйте или замените ее.

Выводы

Демонтаж стенда для регулировки потребуется только в случае критического износа втулок, пыльников, стойки, шестерни и в случаях, когда регулировка не привела к желаемому результату. Всем удачной работы, послушного руля и ровных дорог!

Об авторе Николай Лёвкин

20-ти летний опыт ремонта автомобилей марки ВАЗ и УАЗ. Эксперт по ремонту автомобилей УАЗ.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.