Где находится реле включения стартера?
Оно находится в моторном отсеке и крепится там к кузову автомобиля одной гайкой, на картинке ниже это реле обозначено красной стрелкой, а синей показана воздушная трубка за которой это реле находится.
Роль элемента
Все автомобили ВАЗ, в том числе и модель 2109, имеют стандартную систему запуска двигателя, в основе которой лежит электростартер. Вот что вам нужно знать о нем.
- Стартер представляет собой небольшой электродвигатель, который с помощью сцепления (бендикс) на короткое время соединяется с маховиком двигателя, чтобы маховик начал вращаться.
- При своих малых габаритах стартер пропускает через себя огромные токи.
- Если бы цепь стартера была замкнута непосредственно в замке зажигания, то ни один компонент системы не смог бы выдержать таких токовых нагрузок. В результате они сгорят.
- Поэтому для этих целей стартер подключается внешне к аккумулятору через реле. Контакты рассчитаны на большие токи.
- Стартер работает кратковременно и должен быть отключен после запуска двигателя. В противном случае начнется его активное разрушение за счет воздействия мощности двигателя.
- С этими задачами прекрасно справляется реле. Собственно, именно для обеспечения работы системы и защиты от тока, своевременного отключения стартера в конструкцию включено втягивающее реле.

Форма элемента
Информация для производителей автомобилей:

номер 8 ваш;
если вы посмотрите из-под капота автомобиля, то сразу увидите, что он висит на задней стенке отсека (двигателя). И к реле идет толстый красный провод;
не видел? Да вот он: прямо на раме, смотрит на тебя четырьмя контактами слева от пылесоса.
Конструкция и принцип работы реле включения стартера ВАЗ 2109
Работа реле основана на электромагнетизме: вокруг трубчатого сердечника устройства намотан медный проводник, и при прохождении тока через эту конструкцию создается магнитное поле. Под действием возникающего силового поля анкер, находящийся в трубе, втягивается внутрь.
Конструкция описываемого устройства имеет две катушки.
Включение первого отмечается в момент срабатывания реле, второе начинает работать после входа якоря в сердечник.

Перепускная муфта якоря соединена рычагом непосредственно с якорем. Благодаря этому реле, во-первых, управляет процессом подачи напряжения на ДВС, а во-вторых, позволяет зацепиться шестерне с маховиком двигателя автомобиля.
Дополнительное реле стартера ВАЗ 2109 имеет несколько контактных выходов. Два из них автоматически передают питание от аккумулятора, а один имеет статус проводника (от него тянется провод к замку зажигания автомобиля), который управляет работой всего блока. Ручка управления самая тонкая, а силовые контакты выглядят как относительно толстые болты (они закреплены на текстолитовой крышке). Внутри реле контакты прямоугольные или круглые.

Как видите, конструкция реле достаточно проста, в ней разберется любой автомобилист, и занимает совсем немного времени. Работа этого узла машины заключается в передаче крутящего момента на маховик стартера путем отключения питания и отсоединения провода после запуска двигателя автомобиля.
Блок предохранителей и реле
Основной блок с предохранителями и реле находится под капотом, сзади, в установочном отсеке слева, под защитной крышкой.

Вариант 1
Фото — пример

Схема

Обозначение безопасности
один | 8А Правая противотуманная фара |
2 | 8А Левая противотуманная фара |
3 | 8А Омыватели фар (в момент включения), реле включения очистителя фар (контакты), клапан включения омывателей фар |
четыре | 16А Катушка реле вентилятора радиатора, электрическая цепь выключателя и моторчик печки |
5 | 3А Переключатель сигнализации в режиме поворотников, переключатель поворотников, переключатель поворотников, лампа поворотников, лампа указателей поворотов, переключатель оптики заднего хода, свет заднего хода, тахометр, вольтметр, указатель уровня топлива, датчик уровня топлива, контрольная лампа уровня топлива, охлаждающая жидкость указатель температуры, датчик температуры, контрольная лампа и датчик аварийного давления масла, аварийная лампа тормозов, выключатель гидравлической тормозной системы, выключатель ручного тормоза |
6 | 8A Лампы выключателя и стоп-сигнала, плафоны |
7 | 8А Лампы освещения салона, контрольная лампа включения габаритов, лампа зажигания отопителя и ручки прикуривателя, лампа вещевого ящика, выключатель и лампа освещения панели приборов |
восемь | 16A Сигнал, сигнальный выключатель, электродвигатель вентилятора радиатора |
9 | 8A Лампа слева от цели, лампа слева от цели |
10 | 8A Правый фонарь, правый задний фонарь, выключатель противотуманных фар, контрольная лампа противотуманных фар |
одиннадцать | 8А Выключатель и прерыватель указателя поворота, поворотника, указателя поворота, контрольной лампы в аварийном режиме |
12 | Гнездо прикуривателя 16А для переноски лампы |
1. 3 | 8А Дальний свет правой фары |
четырнадцать | 8А Дальний свет левой фары, контрольная лампа оптики дальнего света |
пятнадцать | 8А Ближний свет правой фары |
16 | 8А Ближний свет левой фары |
Предохранитель №12 на 16А отвечает за прикуриватель.
Эстафетная миссия
К1 | Реле включения очистителей света |
К2 | Реле — переключатель поворотников и аварийной сигнализации |
К3 | Реле стеклоочистителя |
К4 | Реле контроля ламп |
К5 | Реле дальнего света |
К6 | Реле фар |
К7 | Реле включения стеклоподъемников |
К8 | Реле звукового сигнала |
К9 | Реле вентилятора |
К10 | Реле обогревателя заднего стекла |
К11 | Реле включения ближнего света |
Вариант 2
Макет фото

Описание
один | 10А очистители фар (при включении) Реле включения очистителей света (контакты) Клапан омывателя фар |
2 | 10А указатели поворота и реле аварийного выключателя (в аварийном режиме) Предупреждающий свет |
3 | 10А задний фонарь (стоп-сигнал) Внутренний световой купол |
четыре | 20А нагревательный элемент заднего стекла Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла Розетка для переносной лампы Зажигалка |
5 | 20А электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле включения (контакты) Звуковой сигнал и реле на включение |
6 | 30A Электрические подъемники стеклянных передних дверей Реле включения электростеклоподъемников |
7 | 30А очистители фар (в работе) Реле включения очистителей света (обмотка) Двигатель вентилятора отопителя Мотор омывателя ветрового стекла Мотор заднего стеклоочистителя Реле времени омывателя заднего стекла Дефлекторы включения среза лобового и заднего стекол Реле (обмотка) включения электровентилятора системы охлаждения двигателя Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла Контрольная лампа обогрева заднего стекла Лампа вещевого ящика |
восемь | 7,5А левая противотуманная фара |
9 | 7,5А Правая противотуманная фара |
10 | 7.5А Освещение номерного знака Лампа моторного отсека Лампы подсветки приборов Контрольная лампа наружного освещения Панель с подсветкой рычагов на отопителя Лампа прикуривателя Левая фара (габаритный свет) Левый задний фонарь (габаритный свет) |
одиннадцать | 7,5А правая фара (габаритный свет) Правый задний фонарь (габаритный свет) |
12 | 7,5А правый передний фонарь (ближний свет) |
1. 3 | 7,5А левая фара (ближний свет) |
четырнадцать | 7,5А левая фара (дальний свет) Контрольная лампа включения дальнего света фар |
пятнадцать | 7,5А правая фара (дальний свет) |
16 | 15А Указатели поворота и реле включения указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указателей поворота) Лампа указателя поворота Задний фонарь (фонарь заднего хода) Мотор-редуктор и реле стеклоочистителя Обмотка возбуждения генератора (при запуске двигателя) Сигнализатор уровня тормозной жидкости Сигнализатор давления масла Световой индикатор дроссельной заслонки карбюратора Сигнальная лампа для стояночного тормоза Лампа на световом табло «СТОП» Указатель температуры охлаждающей жидкости Указатель уровня топлива с сигнальной лампой резерва Вольтметр |
За прикуриватель предохранитель №4 отвечает на 20А.
Реле
К1 | Реле включения очистителей света |
К2 | Реле — переключатель поворотников и аварийной сигнализации |
К3 | Реле стеклоочистителя |
К4 | Реле контроля ламп |
К5 | Реле включения стеклоподъемников |
К6 | Реле звукового сигнала |
К7 | Реле обогрева заднего стекла |
К8 | Реле дальнего света |
К9 | Реле включения ближнего света |
Вариант 3

Схема

Цель
один | 10А Правая противотуманная фара |
2 | 10А левая противотуманная фара |
3 | 10А очистители фар (при включении) Реле включения очистителей света (контакты) Клапан омывателя фар |
четыре | Мотор омывателя фар 20А Реле омывателя фар (катушка) Отопительный двигатель Мотор омывателя ветрового стекла Мотор заднего стеклоочистителя Реле времени омывателя заднего стекла Клапан включения диска лобового и заднего стекол Катушка реле включения электровентилятора системы охлаждения Обмотка реле включения обогрева заднего стекла Контрольная лампа обогрева заднего стекла Лампа вещевого ящика |
5 | 10А Сигнал поворота в режиме сигнала поворота и соответствующий сигнал поворота Задний фонарь (фонарь заднего хода) Контрольная лампа резерва топлива, давления масла, стояночного тормоза, уровня тормозной жидкости, воздушной заслонки карбюратора Вольтметр и контрольная лампа для зарядки аккумулятора Мотор-редуктор и реле стеклоочистителя Обмотка возбуждения генератора (при запуске) Световой индикатор «СТОП” Датчики температуры охлаждающей жидкости и топлива |
6 | 10А задний фонарь (стоп-сигнал) Плафон внутреннего освещения кузова Электрические стеклоподъемники и стеклоподъемники |
7 | 10А Освещение номерного знака Лампа моторного отсека Контрольная лампа включения габаритного освещения Лампа приборки и лампа прикуривателя Панель с подсветкой рычагов на отопителя |
восемь | 20А электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле включения (контакты) Звуковой сигнал и реле на включение |
9 | 10А левый передний фонарь (габаритный свет) Левый задний фонарь (габаритный свет) |
10 | 10А правая фара (габаритный свет) Правый задний фонарь (габаритный свет) |
одиннадцать | 10А указатели поворота и реле аварийного выключателя (в аварийном режиме) Предупреждающий свет |
12 | 20А Элемент обогрева заднего стекла и реле обогрева Зажигалка Розетка для переносной лампы |
1. 3 | 10А правый передний фонарь (дальний свет) |
четырнадцать | 10А левая фара (дальний свет) Контрольная лампа включения дальнего света фар |
пятнадцать | 10А левый передний фонарь (ближний свет) |
16 | 10А правый передний фонарь (ближний свет) |
Предохранитель №12 на 20А отвечает за прикуриватель.
Назначение реле показано на схеме.
Отдельно снаружи блока на некоторых моделях установлено реле стартера на задней стенке моторного отсека.

Дополнительный блок
Находится в салоне, под панелью справа, в основном на машинах с инжекторными типами двигателей.

Фото

Схема

Расшифровка
один | 15А главное реле |
2 | Цепь инжекторного питания 15А (непереключаемый вход напряжения) |
3 | 15А топливный насос |
Реле | |
К1 | Главное реле |
К2 | Реле электрического топливного насоса |
К3 | Реле вентилятора охлаждения |
Типы втягивающих реле стартера
На отечественные автомобили в зависимости от модели устанавливаются разные типы деталей. Каждый из них имеет свой дизайн и удобство использования.
- Для «классики» (модели от «копейки» до «семерки» — 2101, 2106, 2107 и так далее) — безредукторный пуск;
- Для моделей от «восьмерки» до 21099 — нередукционный стартер;
- Универсальный (для всех моделей с редукционным пускателем);
- Для моделей от «восьмерки» до 2109 и 21099, 21013 — 21015 — со стартером АЗД.
Следует знать, что существуют разборные и неразборные модели электромагнитных реле. Складной, как правило, относится к разряду старых моделей и стоит на ВАЗ 2101 — 2107.
Неразборные конструкции обычно не ремонтируют и заменяют новой деталью.
Когда нужно менять реле включения стартера
Есть люди, которые либо не очень хорошо знают электрическую часть своего автомобиля, либо просто никогда не смотрят на это реле (говорят, что оно вечное и никогда не ломается), мы просто хотим сказать, что многие люди, когда увидят, что ваш автомобиль не заводится с ключа сразу лезть в стартер, снимай его в начале, потом меняй на нем детали, помни на будущее всегда надо начинать с малого и легкодоступного, а уже потом переходить к труднодоступным вещам и проверьте и измените их уже при обнаружении ошибки.
Примечание! При выходе из строя реле стартера, как мы уже говорили, машина не заводится и тем самым реагирует на повороты ключа в зажигании, то же самое будет и при слабом аккумуляторе и поэтому если вы это подозреваете, то либо зарядите его, либо замените с новым если уже сильно изношен, кроме того точно такая же ситуация (автомобиль не заводится) может происходить из-за замка зажигания, а именно из-за контактной группы, но на автомобилях с реле стартера такое случается редко , т.к реле все же разгружает контакты в замке зажигания и соответственно контакты перегорают реже, но как проверить контактную группу замка вы все же можете прочитать в статье под названием: «Замена замка зажигания и его контактной группы на ВАЗ»!
Популярные причины неисправности
На самые распространенные причины приходится около 95% всех случаев, когда стартер не запускается. Вот почему мы сосредоточимся на них в первую очередь.
Рекомендуем: Замена втулки стартера на автомобилях ВАЗ своими руками
Стартер не крутит в разных ситуациях по разному. Важно обращать внимание и четко отслеживать все сопутствующие симптомы. Так вы, даже без помощи специалистов, сможете вернуть устройство в рабочее состояние и возобновить нормальную работу системы зажигания
Ситуация |
Вероятные причины |
Наблюдается один щелчок, после чего стартер останавливается |
|
Несколько кликов происходят один за другим |
|
Щелчки полностью отсутствуют, как и другие признаки жизни стартера |
|

Бендикс
Нередко простая разборка и очистка внутренних компонентов стартера устраняет проблемы с функциональностью. Поэтому, сняв устройство и не обнаружив внутри него поврежденных элементов, постарайтесь все тщательно очистить, собрать и установить на место. Скорее всего стартер крутит.

Распространенные причины неисправности

Обозначение компонентов в пусковом устройстве
Если инжектор или карбюратор на ВАЗ 2109 перестают запускать двигатель, при этом стартер не щелкает, это может быть связано с различными неисправностями.
В целом следует отметить, что вариантов неисправностей в пусковом блоке может быть несколько:
- При повороте ключа устройство срабатывает однократно, то есть слышен только один щелчок.
- При попытке запуска раздается несколько щелчков, но двигатель не заводится.
- Стартер на ВАЗ 2109 карбюратор вообще не работает — щелчка нет.
Если форсунка не запускается, а стартер издает только один щелчок, причиной проблемы может быть:
- силовые винты на магнитном реле, эти элементы могут сгореть, в результате чего подаваемое на механизм напряжение будет менее 12 вольт;
- вилка, предназначенная для выталкивания бендикса, этот компонент может изнашиваться, ломаться или деформироваться, в итоге бендикс не может нормально дотянуться до маховика;
- если машина не заводится с ключа, возможно, на бендиксе стерлись зубья, в результате чего не будет питания от реле на блоке стартера;
- износ щеток или втулок так называемого якоря;
- короткое замыкание обмотки.

Начальный узел «девятка»
Если устройство несколько раз щелкает, но двигатель не крутит и соответственно ВАЗ 2109 не заводится, причин может быть несколько:
- аккумулятор разрядился;
- клеммы окислились, в результате чего ослабли;
- удерживающая обмотка системы не может нормально зафиксировать сердечник.
Вы можете сколько угодно крутить ключ, но если механизм не подает признаков жизни и двигатель не запускается, причина ошибки может быть в следующем:
- короткое замыкание обмотки, в таком случае вы услышите запах гари в салоне автомобиля, может даже появиться дым;
- сломано кольцо, расположенное в редукторном механизме;
- очень редко проблема в ключе.
Если вы разобрали механизм и не нашли ошибок, попробуйте его почистить и установить заново. Вполне возможно, что после этого стартер ВАЗ 2109 начнет нормально работать (автор видео — канал ВЧ Автоэлектрик).
Проверка состояния
Перед заменой реле убедитесь, что проблема с запуском двигателя связана именно с этим компонентом.
Для этого рассмотрим две ситуации, свидетельствующие о неисправностях.
Ситуация | Ваши действия |
Реле щелкает, но якорь не крутится | Если есть щелчок от реле, проверьте состояние якоря. Для этого подсоедините клеммы выдвижного реле большой отверткой или куском сварочного кабеля к клеммам на концах. Взяв тонкий провод или отвертку можно легко спалить клеммы. При работе якоря, после замыкания клемм, якорь будет вращаться, что можно определить по звуку. Следовательно, само магнитное реле вышло из строя и подлежит ремонту |
Реле вообще молчит | Даже если после замыкания клемм стало тихо, проблему следует искать в стартере реле тут роли не играет |
После определения того, что реле исправно, его необходимо заменить или отремонтировать, если это возможно.
Демонтаж
С процессом разборки проблем возникнуть не должно. Тут самое главное снять стартер, так как на нем держится нужное реле. Поэтому разборка выполняется как сборка.
- Включите стояночный тормоз, отключите аккумулятор, сняв с него минусовой полюс.
- От аккумулятора к контакту реле идет провод большого сечения. Его можно отключить, выключив ключом на 13.
- Снимите тонкую обмотку силового провода с электромагнитного реле.
- Тем же ключом на 13 откручиваем три стопорные гайки, которые крепят стартер к блоку сцепления.
- Вынуть устройство можно через нижнюю или верхнюю часть. Если вы выбрали верх, нужно немного провернуть стартер вокруг оси и достать.
- Нижний выход сложнее, так как здесь придется снимать защиту картера. Но если параллельно ведется работа, требующая подобных манипуляций, проблем не возникнет.
Ремонт
Тогда у вас есть выбор — заменить реле полностью или попробовать его отремонтировать.
Полностью отремонтировать можно только реле, имеющее разборную конструкцию. Нередко автомобили имеют реле с неразборным корпусом. Ремонт тоже возможен, но только частично.
- Открутите пару болтов крепления реле к стартеру, отсоедините кольцо сердечника от верхнего конца рычага хода;
- Вместо него необходимо установить новое магнитное реле, тем самым завершив замену.
Но если вы хотите сэкономить или просто любите повозиться с автомобилем, вполне можно попробовать восстановить поврежденное реле. Для этого предлагаем вам подробную инструкцию.
Самое уязвимое место в этом устройстве — контакты в месте припайки проводов к клемме. Он может окислиться или просто изначально был некачественным. Поэтому прежде чем разбирать реле, пропаяйте контакты паяльником. В большинстве случаев функция реле возвращается и разбирать корпус не нужно.
Взорванный элемент
Если эта мера не помогла, будем разбирать корпус и ремонтировать.
- Реле состоит из корпуса с обмоткой внутри, сердечника с возвратной пружиной и контактов.
- Пружина отсоединяет шестерни ротора стартера от венца бендикса при выключении обмотки реле.
- Задняя крышка реле крепится винтами к корпусу. Поэтому первым делом нужно снять эту крышку, открутив соответствующие крепления.
- Оба контактных болта имеют гайку, которая также откручивается.
- Под гайками вы увидите шайбы. Убедитесь, что вы не потеряли их, чтобы вы могли положить их обратно, когда будете собирать их.
- Отсоедините оба провода от обмотки, вооружившись паяльником. Затем снимите крышку.
- Если вы обнаружите на контактах следы нагара, их можно удалить небольшим надфилем.
- Под крышкой находится резиновое уплотнительное кольцо. Проверьте его на эластичность, целостность. Если кольцо повреждено или изношено, замените его новым.
- Снимите контактную пластину вместе со штоком.
- С помощью плоской отвертки снимите возвратную пружину.
- Если пружина деформирована, сильно растянута, она потребует обязательной замены. В противном случае изношенная пружина не сможет гарантировать желаемый контакт. В результате реле не работает должным образом.
- Разобрать контактную пластину. Для этого нужно снять стопорное кольцо, изолирующую шайбу. После этого сама пластина выпадет за счет давления, создаваемого пружиной.
- Снимите контактные болты с крышки. Очистите их контактные поверхности. Не редко из-за подгорания контактных поверхностей втягивающее реле перестает нормально функционировать.

Контактные болты
- Если нагар слишком сильный и не удаляется простой наждачной бумагой, не спешите покупать новые болты. Просто поверните их на 180 градусов. Так они заденут с другой стороны, где копоти нет.
- Обмотки реле размещены в неразборной коробке. Если они повреждены, у вас нет другого выбора, кроме как полностью заменить реле.
- Замените все поврежденные или изношенные элементы реле сцепления, затем соберите все обратно в корпус. Снова вставьте магнитное реле и проверьте, вернулось ли зажигание в норму.
Если у реле неразборный корпус, многие рекомендуют его менять. Но при желании такое устройство можно даже отремонтировать. Для этого нужно развальцевать корпус пассатижами, затем припаять контакты и снять крышку. Затем следуйте инструкциям выше.
Завершающим этапом замены или ремонта является проверка сопротивления обмоток.
Если узел исправен, мультиметр в режиме омметра покажет вам следующие данные.
Место измерения | Индикатор в норме |
Между лепестковым контактом и нижним болтом реле | Сопротивление в этой части должно быть ок. 0,5 Ом |
Между лопаточным контактом и корпусом | При проверке этой части необходимо добиться 0,7 Ом с допустимо малой погрешностью |

Проверка статуса
При значительном отклонении от нормы заменить отремонтированное реле, либо проверить новое. Он может быть бракованным или поддельным.
Отдельные ситуации
Если форсунка ВАЗ 21099 перестала заводиться, можно попробовать замкнуть контакты механизма на прямую.
Но иногда бывают аварийные ситуации, когда устройство перестает работать, рассмотрим некоторые из них:
- Инжекторный двигатель в мороз не заводится, но все агрегаты работают нормально, аккумулятор заряжен. Если щелчка нет, в первую очередь следует провести диагностику предохранительных элементов, электрической цепи, а также магнитного реле. В случае, если устройство щелкает, необходимо заменить реле.
- Стартер работает весь день, искра есть, но к вечеру двигатель перестал заводиться. Перед проверкой стартера необходимо полностью зарядить аккумулятор, затем почистить контакты как на аккумуляторе, так и на самом механизме. Если эти действия не решили проблему, проверьте внимательнее сам аккумулятор — попробуйте замкнуть контакты проволокой, это может вызвать искру, которая расплавит его. Если это не поможет, попробуйте подать положительный заряд от аккумулятора напрямую на реле. Если изменений нет, узел подлежит замене.
- Если машина целый день ехала нормально, но после пятиминутной стоянки перестала заводиться, можно попробовать замкнуть механизм. Нужно закрутить два болта на реле напрямую, если это помогло, но потом проблема появилась снова, то полностью разбирать устройство. Скорее всего проблема кроется непосредственно в удалении кистей. В этом случае их необходимо изменить.
- Ручка вообще не крутится, но машину можно завести с толкача. Если проблема не в стартере, проверьте блок предохранителей и замок зажигания. Но перед этим следует прозвонить провода — причина может крыться в окислении контактов.
Редкие ситуации
Они случаются гораздо реже, чем те, которые мы описали выше. Но их ни в коем случае нельзя исключать.
Изучив приведенные ниже ситуации, сравните их с поведением своего стартера и автомобиля, который перестал крутиться или щелкает, но не крутится.
- С инжекторным двигателем при температуре мороза около -20 градусов по Цельсию работают все агрегаты. Это означает, что батарея полностью заряжена. Почему-то стартер отказывается крутить. Ваши действия:
- Если при попытке запуска двигателя щелчка нет, проверьте состояние предохранителя, проводов и втягивающего реле;
- Если есть щелчок, наиболее вероятным источником проблемы является электромагнитное реле. Его необходимо заменить.
- В течение всего дня двигатель заводился нормально, а к вечеру вдруг перестал нормально работать. При повороте ключа в зажигании есть только щелчок, но стартер не крутит. При попытке запустить двигатель несколько раз подряд слышно несколько щелчков. Ваши действия:
- Зарядка аккумулятора;
- Обожмите, зачистите и подтяните контакты на стартере и аккумуляторе;
- Если первые два пункта не сработали, проверьте сам аккумулятор. Для этого контакты замыкаются проводом. При работающем аккумуляторе появится искра, которая расплавит провод;
- Подключите плюс от аккумулятора напрямую к магнитному реле. Если стартер работает тихо, замените стартер.

Автомобильный аккумулятор
- В течение дня машина завелась без проблем. Но через несколько минут работы на холостом ходу попытки завести машину не увенчались успехом. При повороте ключа реле срабатывает, но стартер упорно не крутит. После закрытия двух болтов втягивающего реле все завелось. Доехали до места назначения, остановились, заглушили двигатель. При попытке перезагрузки та же ситуация. Только закрытие болтов уже не работает. Ваши действия:
- Разобрать корпус стартерного блока;
- Проверьте состояние щеток. Есть большая вероятность, что они были полностью удалены. Отсюда и эффект;
- Замените щетки на новые. Это дешевле, чем замена всего узла.
- Стартер не крутит. При попытке закрыть слышен только шум, как будто работает дрель. Двигатель не подает признаков жизни. А вот с толкача можно было без проблем завестись. Ваши действия:
- Убедитесь, что ваш стартер хорош;
- Если с ним все в порядке, идем в сборочный блок, проверяем предохранители;
- Также проверьте состояние замка зажигания. Не исключено, что проблема кроется в нем;
- Не забывайте проверять провода на предмет обрывов, коротких замыканий;
- Проверьте состояние контактов. Не редко минус не поступает на реле стартера просто по банальной причине окисления или подгорания провода.
Выяснив причины выхода из строя стартера, вернуть устройство к жизни можно своими силами. Не спешите выбрасывать старый стартер и покупать новый. Практика владельцев ВАЗ 2109 показывает, что частичный ремонт, а иногда и простая чистка узла позволяют на длительное время возобновить работоспособность одного из основных элементов системы зажигания.
Замена втягивающего реле стартера пошагово
Опять же, сегодня поговорим о неотложных вазовских делах, то есть о ремонте. На этот раз источником неудобств стало электромагнитное реле стартера. В чем проблема — и тут все понимают. Что делать с этой проблемой еще понятнее, менять!
Запись не особо интересная, но ради автохроники выделю.
Симптомы общие — поворачиваешь ключ, но вместо звука пыхтящего стартера слышен только сухой и грустный щелчок. Вероятность осечки была около 30-40%, так что я особо не парился и просто возил в салоне отвертку. Не желая работать, я быстро и ловко открыл капот, ловко замкнул стартер отверткой, и так привык, что даже в кромешной тьме с первого раза попал в нужное место и поехал дальше. Особых диких неудобств это мне не доставляло, но ездить на публике с отверткой возле капота как-то неуместно. Вечером, перед сном, помыл моторный отсек, чтобы удобнее было возиться под капотом:
Все чисто как у кота. Кстати о кошках…
Найдите кота на этой картинке. Найденный? Странно, потому что кота здесь нет.
На следующий день купил запчасть и поменял:
«ДИНАМО», похоже, не пользуется особой популярностью, посмотрим, как долго это продлится.
Поставил реле этого же производителя на Неадекват, пока нареканий не было.
Думал сначала снять стартер, но за неимением дырки и необходимости снимать защиту картера из-за этого решил все сделать сняв втягивающее на место:
Первый раз я загнал зубило в этот только что снятый гараж.
Доступ в принципе беспроблемный, только немного мешает патрубок охлаждающей жидкости.
Через 10 минут неторопливых манипуляций старый ретрактор вынимается, даже без единого мата :-/
Вот по скомканной записке можно понять, как давно я начал заводить машину отверткой.
Традиционное изображение в сравнении.
Почти без единого ругательства все встало на свои места.
Я бы снял стартер — хрени было бы намного больше.