Как заменить стартер ВАЗ 2109: инструкция

Устройство стартера ВАЗ 2106 и принцип его работы

Они были оснащены стартером с индексом 35.3708, причем самые первые модели СТ-221 были шестеренчатого типа. Экспортные модели оснащались агрегатами немецкого производства. Схема этого, собственно, электродвигателя представлена ​​на фото.

  1. Приводной вал.
  2. Рукав шины.
  3. Кольцевой ограничитель.
  4. Шестерня с перепускным кольцом муфты.
  5. Ходовой ролик сцепления.
  6. Поддержите усилием.
  7. Передаточный вал.
  8. Pad.
  9. Кронштейн приводного рычага.
  10. Рычаг.
  11. Титульная страница.
  12. Ротор тягового реле.
  13. Статор.
  14. Втягивающий статор.
  15. Вытяните реле.
  16. Стержень реле.
  17. Ядро реле.
  18. Контактная пластина.
  19. Покрытие.
  20. Болты для контактов.
  21. Выход из щеточного блока.
  22. Скрепка.
  23. Щеткодержатель.
  24. Плюс кисть.
  25. Вал ротора.
  26. Булавка для галстука.
  27. Задняя обложка.
  28. Коллекционер.
  29. Алюминиевый корпус.
  30. Магнит постоянного поля.
  31. Сердечник ротора.
  32. Опора вала ротора.
  33. Планетарная передача.
  34. Ведущее оборудование.
  35. Транспортер.
  36. Оборудование с зубьями внутри.
  37. Ретракционное кольцо.
  38. Центр.

Номинальная мощность 1,3 кВт, сила тока 500 Ампер и 550 А для СТ-221 и 35.3708 соответственно.

Стартер представляет собой алюминиевый корпус, содержащий медную обмотку статора, ротор, две крышки (переднюю и заднюю) и реле электромагнитного типа сверху. Корпус соединен с крышками шипами. Статор имеет три катушки последовательной обмотки (соединенные последовательно с обмоткой ротора) и одну обмотку шунтирующего типа, соединенную параллельно.

Якорь представляет собой сердечник на валу, медную обмотку и площадку для графитовых щеток, называемую коллектором. Сцепление предназначено для передачи крутящего момента от бендикса на маховик, после чего коленвал начинает вращаться и двигатель запускается. После запуска также служит для разрыва связи между маховиком и бендиксом. Тяговое реле состоит из двух обмоток и сердечника.

Несколько слов о стартере девятки

Прежде чем мы узнаем, как пользоваться ремкомплектом интересующего нас стартера, давайте выясним, что это за механизм. Это рудиментарный электродвигатель с четырьмя полюсами и щетками, прикрепленный к зубчатому венцу маховика. На «девятки» разных годов выпуска устанавливались следующие модели стартеров: 29.3708; 5712.3708; 423.3708.

Любой из них работает по принципу смешанного возбуждения, имеет тяговое реле с двумя обмотками. Отличия этих стартеров заключаются в конструкции собирающего устройства и станции. Так, у механизма модели 423 коллектор имеет цилиндрический тип, у 29-концевого, а у стартера 5712 в приводе установлен планетарный редуктор. Ремкомплект у них полностью идентичен, как впрочем и неисправности.

Типичные неисправности стартера

Все поломки пусковых механизмов делятся на два вида: механические и электрические. При выходе из строя рабочих элементов шестерен бендикс, маховика (их износ или повреждение зубьев), неисправность приводного рычага, перепускной муфты, возвратной пружины — причина поломки механическая, а стартер ремонтопригоден. Изношенную деталь необходимо заменить.

Нарушение режима работы пусковой электрики более сложное: сгоревший коллектор или обмотка якоря, сломанный редуктор, изношенные щетки восстановлению не подлежат, в этом случае весь блок механизма заменяется новым. Единственная деталь в электрической цепи, которую можно заменить без последствий, это магнитное реле. Электрические неисправности часто возникают в результате попадания влаги, загрязнения, что может вызвать перепады тока, короткие замыкания и окисление контактов. Такие неисправности устраняются очисткой электрических элементов с последующей обработкой специальным антикоррозийным составом.

Типичные признаки отказа запуска:

  • При включении зажигания (питание от аккумулятора) стартер не запускается, слышен щелчок, двигатель не запускается: возможная причина — выход из строя реле, выход из строя коробки передач, заедание шестерен бендикса или маховик агрегатов трансмиссии, короткое замыкание щеток.
  • Стартер запускается медленно с потерей мощности оборотов вала и посторонним скрежетом — механическое повреждение звеньев передачи, обрыв обмотки в коллекторе или якоре, загрязнение внутренних компонентов.
  • После запуска двигателя стартер продолжает работать — выход из строя втягивающего реле, поломка возвратной пружины или обгонной муфты.
  • Зажигание не работает, либо срабатывает с задержкой и последующей потерей мощности, недостаточной для проворачивания коленвала — обрыв в электрической цепи, окисление клемм, обрыв обмотки якоря.
  • Стартер не реагирует на поворот ключа в замке зажигания — нет питания от аккумулятора: нарушены контакты на полюсах аккумулятора или он разряжен.

Диагностику электрических причин неисправностей можно проводить без снятия стартера, с помощью специального оборудования (микрометра или тестера) путем измерения силы и тока на якоре, контактах электромагнитного реле и обратном звене. Первым признаком электрического пробоя является падение напряжения при запуске. Нормой является отклонение в 1-2 Вольта при включении зажигания, большие отклонения (возможно в два раза) — верный признак неисправности щеток, обмотки или втулок. Если с электрикой все в порядке и показатели в норме, для определения механической причины поломки стартер разбирают, разбирают и визуально устанавливают возможные повреждения.

Срок службы стартера зависит от количества полных пусков системы зажигания и условий эксплуатации. При низких температурах оно быстрее изнашивается: масло в двигателе становится вязким, из-за чего электрическая цепь, коробка передач и узлы привода испытывают повышенную нагрузку. Частые пуски при недостаточном заряде автомобильного аккумулятора также могут привести к неисправности реле, преждевременному износу токосъемной обмотки, якоря и щеточного узла.

Когда может потребоваться ремонт либо замена стартера

Рассматриваемый механизм является кратковременным двигателем. В тех случаях, когда стартер автомобиля ВАЗ 2109 исправен, а автомобильный аккумулятор выдает качественный ток, запуск устройства длится максимум несколько секунд. Он не должен работать долго, поэтому любителям «погонять» стартер стоит отказаться от привычки и использовать его только так, как рекомендуют производители.

Как показывает практика эксплуатации стартера, его замена и ремонт чаще всего требуется именно в тех случаях, когда владелец ВАЗ 2109 чрезмерно перегружает описываемый механизм, а также запускает его при слабом аккумуляторе. Кроме того, поломка пускового устройства может быть связана с определенными проблемами, вызванными неисправностями в двигателе автомобиля.

Чаще всего стартер выходит из строя зимой. При отрицательных температурах на него возлагаются очень высокие нагрузки. Если механизм старый, то он просто «отказывается» работать, что неудивительно, ведь он воспринимает огромную токовую нагрузку в 450 ампер. Это значение тока вызывает некоторые распространенные ошибки запуска, особенно явление подгорания контактов на реле устройства. В данном случае речь идет о оплавлении проводов, идущих к статору двигателя и к «плюсу» аккумулятора.

Подгорания контактов при эксплуатации автомобиля не избежать, так как по силовым цепям регулярно проходит большой ток. Поэтому выход один — отремонтировать реле по схеме ниже, зачистить контакты, восстановив тем самым работоспособность пускателя.

Диагностика

Для диагностики вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Соедините полюса батареи с полюсами измерительного прибора. Вам нужен помощник для вождения.
  2. Подсоединив выводы вольтметра, посмотрите на показания прибора. Если батарея в порядке, данные будут 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания и измерьте напряжение в этот момент. Если потери всего 1-2 вольта, стартер работает нормально, сопротивления нет.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более причина в пускателе. А точнее втулки или щетки.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. Подсоедините клеммы аккумуляторной батареи к клеммам на крышке и переведите ее на 12 В. Если муфта выбега двигается в передней крышке, реле работает нормально. Если нет, замените его.

Что ж, проверка показала, что стартер нуждается в ремонте. Поэтому первым делом нужно его разобрать.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручной тормоз и подставив упоры под колеса.
  2. Отведите минусовую клемму от аккумулятора в сторону. Так вы лишаете свой автомобиль мощности.
  3. Отсоедините разъем провода от клеммы электромагнитного клапана стартера.
  4. Отверните стопорную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если есть защита картера, снимите ее. Здесь все болты откручиваются.
  6. снизу моторного отсека откручиваются 2 гайки крепления стартера. А вот третью удобнее убрать изнутри моторного отсека.
  7. Сняв крепления и отсоединив провода, можно смело доставать стартер из картера сцепления.

Перед началом работы обязательно очистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала в конструкцию и не отменила все ремонтные работы.

Затем необходимо поочередно проверить состояние и принять соответствующие меры для устранения проблем со следующими загрузочными компонентами:

Теперь обо всем по очереди.

Сначала оцените текущее состояние щеток. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Удалите пару винтов, удерживающих защитную крышку. Теперь крышка легко снимается.
  2. С помощью отвертки снимите стопорное кольцо с оси и не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Ослабьте еще 2 гайки рулевой тяги. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Сожмите пружины отверткой и снимите щетки с держателя.
  5. Измерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота меньше 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также лучше заменить элементы, если на поверхности есть сколы, трещины и другие дефекты.


Кисти
Если с кистями все в порядке, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус стартера.
  2. На якоре посмотрите состояние коллектора, проверьте целостность обмотки.
  3. Если на коллекторе есть нагар или следы поломки, зачистите эти участки мелкой наждачной бумагой.
  4. Проверить обмотки якоря и статора мультиметром в режиме омметра.

Оригинальные детали и их аналоги: что лучше

Если в случае поломки было принято решение купить новый стартер, всегда есть выбор между двумя типами: оригинал или аналог? В первом случае затраты будут значительно выше. В результате затраты на приобретение и установку будут выше. Но оригинальные детали отличаются своим качеством. Установив стартер от АвтоВАЗа, можно забыть о проблемах с ним на 40-50 тыс км. Стоимость оригинального стартера:

Название производителяКод поставщикаПараметрСтоимость, руб
АвтоВАЗ21214-3708010-8112В; 1,5 кВтОт 4 тысяч рублей

Но цена такой детали может быть в 2-3 раза больше аналога. Поэтому некоторые владельцы рассматриваемого транспортного средства делают выбор в пользу аналога. При этом некоторые производители стартеров выпускают продукцию по своему ресурсу, по качеству не уступающую оригиналу. Но этот тип продукта часто является подделкой.

Прежде чем идти и покупать аналог в магазине или на рынке, следует внимательно осмотреть оригинальную упаковку. Например, подделки часто продаются в коробках с некачественной полиграфией. Никаких особых голограмм, других важных деталей и компонентов нет. Поэтому перед оплатой следует внимательно прочитать товар.

С хорошей стороны зарекомендовали себя следующие производители:

Читайте также: ВАЗ 2109: замена сальника распредвала без проблем

Название производителяКод поставщикаПараметрСтоимость, руб
Бош136205912В; 1,5 кВт2 тысячи рублей
Валео136700812В; 1,5 кВт1,7 тыс руб
Делко98601620012В; 1,5 кВт2,9 тыс руб

Важно досконально ознакомиться со стартовым домом. Может быть, даже вооружитесь рулеткой. Некоторые универсальные модели, устанавливаемые на разные автомобили ВАЗ, подразумевают различную конструкцию кузова. В результате габариты разные. Поэтому неоригинальная деталь просто не может подойти по размеру.

Снятие стартера

Перед снятием стартера нужно подготовить два ключа на 10 и 13, они понадобятся для снятия клеммы с аккумулятора. Во избежание короткого замыкания сначала снимите минусовую клемму. Если в вашем автомобиле инжектор, вам нужно будет снять воздушный фильтр над стартером.

Стартер ВАЗ-2109 можно разобрать двумя способами: через верх или через низ. Если выбран второй вариант, временно снимите защиту картера, чтобы она не мешала. Затем нужно отсоединить магнитное реле от двух проводов. Сначала отсоединяем силовой провод (толстый), по которому подается напряжение на стартер, затем тонкий, который необходим для привода обмотки реле.

Тонкая проволока легко вытягивается руками. Для отключения питания отверните гайку с разъема электромагнитного реле ключом на 13. Отсоединив провода, отложите их в сторону.

Далее нужно открутить три гайки, которые крепят стартер к узлу сцепления. Для этого используйте ключ на 13.

Стартер ВАЗ 21099: где находится, как снять, заменить

Поместите разобранный стартер на верстак и удалите с него всю грязь. Отсоедините магнитное реле, закрепленное двумя винтами.

Затем снимите якорь с металлических пластин бендикса. Берем ключ на 10 и откручиваем заднюю крышку стартера. После снятия крышки открывается вид на пусковой вал, с которого нужно снять стопорное кольцо.

Его можно снять плоской отверткой.

Корпус стартера на «девятке» состоит из трех частей, которые удерживаются тремя болтами, стягивающими его. В процессе откручивания гаек на шпильках все части устройства отсоединяются, поэтому разборка стартера не будет сопровождаться сложностями. Существует два типа стартеров: с планетарными передачами и без них, коллекторы которых немного отличаются.

Стартер ВАЗ 21099: где находится, как снять, заменить

Чтобы не искать аналогичный стартер, чтобы снять с него крышку, будьте предельно осторожны. Перед запрессовкой новой втулки рекомендуется пройтись по месту крепления мелкозернистой наждачной бумагой.

Для запрессовки новой втулки лучше всего использовать старую, так как она изготовлена ​​из мягкого металла и смягчит удар при установке, это предотвратит растрескивание корпуса крышки.

Пока стартер разобран, осмотрите щетки, возможно, их нужно заменить. Стартер монтируется в обратном порядке.

Подсоедините стартер к аккумулятору, чтобы проверить стартер. Ровная, тихая работа подтвердит правильность процесса замены вкладышей и сборки стартера. Затем можно установить его на место.

Разборка стартера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Порядок разборки стартера 29.3708

Снимаем тяговое (втягивающее) реле

Для этого ключом на 13 откручиваем гайку крепления наконечника вывода обмотки стартера и отсоединяем наконечник от контактного болта тягового реле. Шлицевой отверткой (можно также использовать винты под крестовую отвертку или ключ на 10 мм) откручиваем три винта крепления реле и отсоединяем его от корпуса стартера.

При этом отсоединяем серьгу от наконечника приводного рычага (бендикса) к сердечнику реле.

Снимите защитную крышку щеточного узла стартера

Ремонт

Затем необходимо поочередно проверить состояние и принять соответствующие меры для устранения проблем со следующими загрузочными компонентами:

  • Кисти;
  • Якорь;
  • Обгонная муфта;
  • Вытяжное реле;
  • Втулки. 

Теперь обо всем по очереди.

Щетки

Сначала оцените текущее состояние щеток. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Удалите пару винтов, удерживающих защитную крышку. Теперь крышка легко снимается.
  2. С помощью отвертки снимите стопорное кольцо с оси и не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Ослабьте еще 2 гайки рулевой тяги. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Сожмите пружины отверткой и снимите щетки с держателя.
  5. Измерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота меньше 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также лучше заменить элементы, если на поверхности есть сколы, трещины и другие дефекты.

Кисти
Кисти

Якорь

Если с кистями все в порядке, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус стартера.
  2. На якоре посмотрите состояние коллектора, проверьте целостность обмотки.
  3. Если на коллекторе есть нагар или следы поломки, зачистите эти участки мелкой наждачной бумагой.
  4. Проверить обмотки якоря и статора мультиметром в режиме омметра.
Якорь

Обгонная муфта

Параллельная проверка муфты свободного хода якорем позволит заменить последний одновременно.

Для доступа к муфте необходимо снять якорь с передней крышки. В то же время, изменить его, если это необходимо.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное рядом с муфтой свободного хода.
  2. Снимите стопорное кольцо.
  3. Снимите пластиковую пробку на рычаге, позволяющую достать якорь.
  4. Снимите промежуточную опору с оси.
  5. Проверьте состояние зубьев шестерни. При наличии дефектов устройство заменяют новым.


Бендикс или свободный ход

Тяговое реле

Замена пускового реле требуется, если пусковая перемычка не расширяется при подаче напряжения на выходы. Иногда ВАЗ 2109 комплектуется реле складывания. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить на новое реле.

  • Чтобы снять реле, открутите два передних винта;
  • Поднять реле, отсоединить якорь от рычага;
  • Выньте реле из корпуса, возьмитесь за пружину и якорь. Все элементы можно менять по мере необходимости.

Втулки

Чрезмерный износ вкладышей часто ухудшает работу стартера. Это связано с материалом, из которого они изготовлены – латунью, бронзой или медью. Контакт с более прочным металлом вызывает износ.

Вкладыши
Вкладыши

  1. В случае со стартером ВАЗ 2109 имеем втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
  2. Дефекты можно определить визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, царапины, другие дефекты, это свидетельствует об износе.
  3. Попробуйте передвинуть вал стартера. Если есть заметный люфт, втулки стартера изношены и требуют замены.
  4. Когда вы планируете заменить заднюю ступицу, рекомендуется одновременно заменить саму крышку.
  5. Передняя втулка вынимается из картера метчиком нужного размера. Вкрутите кран как резьбу, и если он упрется в дно отверстия, то втулка постепенно начнет выходить со своего места.
  6. Перед установкой нового вкладыша обработайте внутреннюю поверхность седла моторным маслом.

При обратной сборке стартера после ремонта самый главный совет – очистить поверхности от загрязнений. Это значительно продлит срок службы отремонтированного устройства и позволит избежать поломок в ближайшее время.

Приготовьтесь к тому, что попытки починить стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться в надежный автосервис.

Симптомы выхода из строя втулок стартера ВАЗ 2109

Основным признаком, предупреждающим о неисправности втулок стартера при включении зажигания, является пронзительный звук, исходящий со стороны моторного отсека, затем перерастающий в визг и резко затухающий. Не исключена возможность выхода из строя вкладышей при рывковом или очень медленном вращении якоря. При возникновении этих проявлений необходимо как можно быстрее приступить к диагностическим и восстановительным процедурам, иначе проблема может усугубиться.

Если при диагностике обнаружены следы износа, металлическая стружка, царапины, трещины, поврежденные детали подлежат замене. Чаще всего рвется втулка в картере сцепления (передняя), реже — втулка задней крышки.

При выходе из строя втулки задней крышки рекомендуется заменить втулку в сборе.

Последствия износа втулок

В этом случае пусковые втулки выполняют роль подшипников скольжения. Они изготовлены из материала, который соответственно намного мягче стартера, со временем они изнашиваются. Появляются отверстия, и якорь начинает закручиваться. В результате он начинает тереться о статор и издавать неприятные звуки. Это может привести и к более серьезным последствиям.

Замена передней втулки стартера

Передняя ступица стартера несет на себе большую часть нагрузки при запуске двигателя, поэтому изнашивается намного быстрее. Если на вашем автомобиле по той же причине вышел из строя стартер и вы задаетесь вопросом, как заменить втулку стартера ВАЗ-2109, расположенную в передней части, просто обратите внимание на информацию ниже.

Во-первых, хочу обратить внимание на то, что, в отличие от классического ВАЗа, у «девятки» нет передней накладки в картере стартера – она запрессована в специальное посадочное место в картере сцепления. Поэтому для его снятия стартер разбирать не нужно, но разобрать блок для доступа к посадочному месту все же нужно. Голыми руками вытащить деталь не получится – для этого понадобится метчик диаметром 14 мм с приваренной ручкой. Также желательно надеть на инструмент тяжелый металлический зажим, который облегчит процесс извлечения.

После полного откручивания инструмента попытайтесь вытащить его вместе со втулкой

Метчик нужно вставить в отверстие гильзы и повернуть до упора в картер. Затем попробуйте потянуть за ручку. Если изделие невозможно снять руками, в этом случае, ударив по зажиму молотком, вы точно сможете выбить его из гнезда. Перед заменой передней ступицы стартера тщательно очистите посадочное место от грязи.

Не спешите устанавливать деталь на место, не убедившись, что она подходит по размеру. Довольно часто после запрессовки бронзовая втулка дает усадку, ее внутренний диаметр уменьшается и вал стартера не входит в отверстие. После установки увеличить диаметр никак не получится, поэтому сборку следует производить заранее с помощью специального инструмента – развертки.

Ни в одной из руководств по обслуживанию и ремонту, которые идут в комплекте с автомобилем, не указано, как правильно выставлять втулки стартера, из-за чего многие автолюбители часто попадают в затруднительное положение. На самом деле это очень простая операция, которую легко выполнить с помощью тисков и подходящей развертки. Сначала нужно надеть деталь на вал стартера, а если окажется, что деталь тугая, то ее нужно зажать в тиски и увеличить внутренний диаметр с помощью вышеуказанного инструмента. Раскладывать изделие нужно постепенно, чтобы не переборщить. Регулярно проверяйте диаметр, надев его на вал стартера. Если втулка, наконец, входит свободно и без слишком больших утечек, ее можно установить на место в картере сцепления. Установка стартера на автомобиль производится в порядке, обратном снятию.

Удобнее будет, если зажать втулку в тисках

Замена задней втулки стартера

Если в результате внешнего осмотра было выявлено, что одна или обе втулки изношены, их необходимо снять с посадочных мест и установить годные аналоги. Даже в тех случаях, когда к дальнейшей эксплуатации непригодна только одна деталь, обычно заменяют и переднюю, и заднюю. Для начала рассмотрим, как заменить втулку на задней крышке стартера ВАЗ-2109.

Технология разборки мало чем отличается от того, как производится замена задней втулки стартера на всех классических моделях ВАЗ. Другими словами, нужно просто снять заднюю крышку и выбить старую часть и остальное. Затем запрессовывается новая втулка, после чего работа завершается. Правда, установленный образец очень часто слишком плотно входит в посадочное место. При этом его наружный диаметр должен быть немного уменьшен – его нельзя заталкивать с большим усилием, так как крышка может треснуть. Поэтому просто обработайте деталь наждачной бумагой. При установке не рекомендуется использовать смазочные материалы, иначе втулка может провернуться и сломать седло.

Советы по замене втулок ВАЗ 2109/2108

замена пусковых втулок ВАЗ 2109, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно сложная процедура, требующая наличия специального инструмента и знаний о пусковом узле, но ее можно выполнить, используя данную инструкцию и навыки ремонта автомобилей.

На автомобилях ВАЗ 2108, ВАЗ 2109 предусмотрена установка стартера 29.3708. На часть автомобилей, предназначенных для экспорта, устанавливались другие стартеры, но по характеристикам и установочным размерам они практически идентичны.

При производстве автомобиля втулка запрессовывается в картер, что создает дополнительные трудности при извлечении детали из гнезда. Для этого нужно использовать специальный съемник или правильно подобрать кран. Затем нужно вкрутить кран во втулку, когда дно отверстия, он вытолкнет втулку наружу.

Еще один способ вытащить втулку из картера — заточенной под шило отверткой, либо просто разбить деталь стамеской и вытащить обломки. И в первом, и во втором случае нужно следить за тем, чтобы сиденье не перевернулось.

При замене задней ступицы необходимо разобрать весь стартер, так как элемент находится в задней части стартера.

Есть мнение, что перед установкой новой втулки в стартер ее следует доработать. Для свободного вращения анкера нужно развальцевать втулку специальной разверткой диаметром 12 миллиметров. После этого втулку можно поставить на место.

Для проведения работ по замене втулки стартера ВАЗ 2109 вам потребуются:

  • отвертка и стамеска;
  • кран или съемник;
  • боец;
  • разводные ключи «на 10», «на 13»;
  • молоток;
  • комплект втулок стартера ваз 2109.
24014.jpg

1. Ключом «на 10» ослабляем гайки на стяжных болтах.

24015.jpg

2. Снимите полюса с батареи.

24016.jpg

3. Ключом «на 13» открутите три болта крепления стартера.

4. Тем же ключом «на 13» откручиваем гайку клеммы провода, ведущей к аккумулятору. Снимаем разъем с выхода тягового реле стартера.

24018.jpg

5. Снимите стартер.

24019.jpg

6. Вкрутите кран в гильзу и …

24021.jpg

7. вынуть переднюю втулку.

24022.jpg

8. Берем еще один рукав.

24023.jpg

9. С помощью болта запрессовываем его в картер сцепления.

24024.jpg

10. Подцепляем стопорное кольцо отверткой и снимаем его.

24025.jpg

11. Снимите ограничительное кольцо.

24026.jpg

12. Ключом «на 10» ослабьте две гайки на стяжных тягах.

24027.jpg

13. Вынимаем штифты.

24028.jpg

14. Снимите заднюю крышку стартера.

24029.jpg

15. Пробойником подходящего диаметра выколачиваем втулку.

24030.jpg

16. Берем новую втулку.

24031.jpg

17. С помощью молотка вбиваем в посадочное место новую втулку.

24032.jpg

18. Уплотнить новую втулку.

24033.jpg

19. Собираем стартер и остальные детали в обратном порядке.

Проблема щеток стартера

Еще одна причина, по которой стартер плохо крутится или заедает – неисправность щеток. Передача напряжения на обмотку ротора стартера осуществляется через щеточное устройство, контактирующее с коллектором вала ротора.

При плохом контакте передача напряжения может не обеспечиваться (стартер вообще не крутится), либо быть недостаточной (стартер вращается недостаточно быстро). Дело в том, что щеточное устройство работает на основе графитовых щеток, которые имеют свойство изнашиваться при длительном использовании.

Если втулки в хорошем состоянии, а стартер по-прежнему работает очень медленно, пришло время заменить щетки стартера.

Замена щеток

Замена щеток стартера ВАЗ 2109 процедура несложная. Заменить щетки самостоятельно может любой начинающий автослесарь или автолюбитель.
Вам просто нужно выполнить простые шаги, чтобы решить эту задачу:

  • Берем снятое с машины устройство
  • От пусковой клеммы отсоедините трос, выкрутите винты, соединяющие вал и крышку узла
  • Снимаем уплотнительное кольцо, крышку, прокладку, затем кольцевой хомут и второе уплотнительное кольцо за ним
Открутив винты, снимите крышку, прокладку хомута и все уплотнительные кольца

Открутив винты, снимите крышку, прокладку хомута и все уплотнительные кольца

  • После этого приступаем к снятию задней крышки стартера, открутив для этого гайки со стяжек
Снимите гайки с рулевых тяг

Снимите гайки с рулевых тяг

  • Снятие держателя щетки
Снятие держателя щетки

Снятие держателя щетки

  • После этого щетки выпадут под действием пружин, но удерживаются проводами
  • После разборки приступаем к осмотру и при необходимости к замене щеток
  • При разборке стартера не забудьте аккуратно разложить детали в порядке снятия, чтобы не запутаться при сборке.
  • Появление «лишних» деталей означает, что вы что-то забыли прикрутить
  • Осматриваем и при необходимости заменяем щетки стартера ВАЗ 2109 или весь узел полностью
  • Перед сборкой проводим техническое обслуживание — зачищаем все элементы
  • Ставим щеточные пластины на коллектор, регулируем их, а затем надеваем пружины и щеткодержатели
  • Устанавливаем щеткодержатель на общую арматуру, а уплотнительную втулку вставляем в вырез на корпусе
  • Надеваем на якорь габаритную крышку, затем уплотнительное кольцо с прокладками
  • После этого устанавливаем прокладки, уплотнительное кольцо, кольцевой хомут, надеваем крышку вала на вал в сборе, затягиваем болты
  • Подключаем силовой кабель к электромагнитному пускателю и затягиваем гайку
  • Осталось прикрепить устройство к двигателю и подключить к нему провода

Неисправности и ремонт втягивающего реле стартера ВАЗ-2109

Сегодня мы разберем важную для владельцев «девятки» тему — неисправность и ремонт втягивающего реле стартера ВАЗ-2109. Как правило, именно это устройство заставляет автомобилистов разбирать весь стартер, чтобы выяснить, почему механизм не работает. Иногда эта проблема решается сама собой, если хорошо заряжать автомобильный аккумулятор или тщательно чистить контактные соединения, то со временем они все могут окислиться. В любом случае владелец автомобиля отечественного автопрома должен уметь сам разбираться в собственном железном друге, так как проблемы могут случиться и в дороге, когда рядом нет заправки.

Самостоятельная проверка

ремонт магнитного реле стартера ВАЗ-2109


Чтобы провести самостоятельную проверку работоспособности магнитного реле, изначально необходимо проверить сам пускатель. Схема довольно проста. Первым делом поверните ключ в зажигании и попробуйте завести машину. Если стартер не работает, вы услышите характерный щелчок. Это означает, что неисправность кроется в реле.

Не разбирая и не разбирая стартер, можно самостоятельно проверить механизм устройства. Для этого соедините два контакта на задней панели тягового реле (они выглядят как медные болты). Если агрегат двигается (крутится), проблема в втягивающем.

Помните, что при самостоятельной разборке и ремонте автомобиля следует быть внимательным и аккуратным. Следуйте инструкциям, чтобы не усугубить травму и избежать травм.

Причины и решения проблемы

Все ошибки условно можно разделить на две категории:

  • поломка кроется в реле стартера и втягивающего;
  • качается пусковой якорь и щелкает реле;
магнитное реле стартера ВАЗ-2109


Самая частая причина неработающего реле — потеря контакта припайки провода к клемме. Перед разборкой устройства просто попробуйте пропаять эти места паяльником — проблема решена. Ну а если стартер все равно не работает, реле надо разобрать. Иногда перегорает катушка, создающая электромагнитное поле. Банальная замена старого провода на новый избавляет от проблемы, для этого достаточно просто перемотать катушку своими руками.

Во втором случае, когда слышен щелчок, но стартер не вращается, попробуйте перемкнуть выводы втягивающего реле отверткой с прорезиненной ручкой. После этого якорь стартера заведется и начнет крутиться, это легко понять по характерному звуку. В данном случае неисправность кроется в неспособности реле проводить через себя электрический ток. При работе будьте осторожны, так как вы находитесь в зоне электромагнитной активности, вас может ударить током.

Замена втягивающего реле стартера пошагово

Опять же, сегодня поговорим о неотложных вазовских делах, то есть о ремонте. На этот раз источником неудобств стало электромагнитное реле стартера. В чем проблема — и тут все понимают. Что делать с этой проблемой еще понятнее, менять!

51dc92s-960.jpg
Запись не особо интересная, но ради автохроники выделю.

Симптомы общие — поворачиваешь ключ, но вместо звука пыхтящего стартера слышен только сухой и грустный щелчок. Вероятность осечки была около 30-40%, так что я особо не парился и просто возил в салоне отвертку. Не желая работать, я быстро и ловко открыл капот, ловко замкнул стартер отверткой, и так привык, что даже в кромешной тьме с первого раза попал в нужное место и поехал дальше. Особых диких неудобств это мне не доставляло, но ездить на публике с отверткой возле капота как-то неуместно. Вечером, перед сном, помыл моторный отсек, чтобы удобнее было возиться под капотом:

611dc92s-960.jpg
Все чисто как у кота. Кстати о кошках…

e11dc92s-960.jpg
Найдите кота на этой картинке. Найденный? Странно, потому что кота здесь нет.

На следующий день купил запчасть и поменял:

991dc92s-960.jpg
«ДИНАМО», похоже, не пользуется особой популярностью, посмотрим, как долго это продлится.

851dc92s-960.jpg
Поставил реле этого же производителя на Неадекват, пока нареканий не было.

Думал сначала снять стартер, но за неимением дырки и необходимости снимать защиту картера из-за этого решил все сделать сняв втягивающее на место:

b11dc92s-960.jpg
Первый раз я загнал зубило в этот только что снятый гараж.

a91dc92s-960.jpg
Доступ в принципе беспроблемный, только немного мешает патрубок охлаждающей жидкости.

691dc92s-960.jpg
Через 10 минут неторопливых манипуляций старый ретрактор вынимается, даже без единого мата :-/

191dc92s-960.jpg
Вот по скомканной записке можно понять, как давно я начал заводить машину отверткой.

651dc92s-960.jpg
Традиционное изображение в сравнении.

e51dc92s-960.jpg
Почти без единого ругательства все встало на свои места.

151dc92s-960.jpg
Я бы снял стартер — хрени было бы намного больше.

Видео: процедура замены, установки стартера

С процессом снятия устройства стоит ознакомиться заранее. Это позволит избежать проблем во время ремонта. Также неплохо заранее узнать, где находится стартер.

Об авторе Николай Лёвкин

20-ти летний опыт ремонта автомобилей марки ВАЗ и УАЗ. Эксперт по ремонту автомобилей УАЗ.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.