Как поменять карбюратор ВАЗ 2109 ? Подробная инструкция

Навигация по статье

Модели карбюраторов на ВАЗ 2108/2109

Карбюраторные механизмы серии «Солекс» производятся на Димитровградском автомобильном заводе. Конструкции предназначены для компоновки переднеприводных автомобилей ВАЗ, где движитель расположен поперек кузова.

Стандартной моделью для оснащения ВАЗ 2108/2109 является карбюраторный ДААЗ 2108–1107–10. Он работает в паре с двигателем объемом 1,3 л. Карбюраторы 21083–1107010 устанавливаются на двигатели объемом 1,5 л.

Карбюратор ВАЗ-21083

Карбюратор ДААЗ используется для оснащения всех автомобилей восьмой и девятой моделей

Современное оснащение ВАЗ 2108/2109 обеспечивается карбюраторами более совершенных моделей, так как они обеспечивают пусковой агрегат в автоматическом режиме:

  • модификация 21083-1107010-31 имеет одну ступень с автоматическим управлением и запуском в заданном режиме;

  • модификация 21083–1107010–35 уже оснащена двумя ступенями управления воздушной заслонкой, что обеспечивает более стабильную работу силового агрегата;

  • модификация 21083–1107010–62 аналогична предыдущей версии карбюраторного механизма, но имеет дополнение в виде электрической системы смешивания воздушно-топливной смеси.

Конструкция «Солекса»

Карбюраторный механизм всех модификаций ВАЗ 2108/2109 эмульсионный и состоит из двух камер внутреннего сгорания. В верхней части карбюратора имеется крышка, препятствующая попаданию грязи в полость устройства, и к ним подведены штуцеры — топливопроводы. Средняя часть – это сам корпус, где крепятся диффузоры и камеры. В нижней части карбюратора находятся поплавковая камера и газовые клапаны.

Ключевыми элементами системы являются:

  • ускорительный насос;

  • плавать;

  • дроссельная тяга;

  • принудительный холостой экономайзер;

  • основная система дозирования;

  • пусковой механизм;

  • экономостат;

  • система холостого хода автомобиля.

Принцип работы карбюратора Солекс заключается в том, что бензин подается через впускной клапан в штуцере. Топливо направляется сразу в поплавковую камеру. Уровень топлива в полости всегда должен быть на определенном уровне во избежание ошибок и рывков в работе двигателя. Уровень регулируется движениями механизма игольчатого клапана.

После камеры бензин направляется в эмульсионные колодцы, куда подается в строго ограниченном количестве через топливные форсунки. Именно в колодцах поток воздуха разбивает крупные капли бензина, образуя с ним единую топливовоздушную смесь.

Смесь подается в диффузоры, а через них — в блок силового агрегата. Таким образом, основная задача карбюратора – сформировать топливовоздушную смесь нужной консистенции и отправить ее в двигатель.

Схема длины карбюратора ВАЗ 2108/2109

Взаимодействие множества элементов обеспечивает бесперебойную работу двигателя

Чем «Солекс» отличается от «Озона» и «Вебера»

Основное отличие карбюраторов «Солекс» от агрегатов предыдущих семейств — возможность установки на поперечные силовые агрегаты с вынесенной вперед поплавковой камерой. Такой вариант установки позволил исключить перерасход топливной смеси при входе автомобиля в поворот, подъеме, а также при сильном ускорении.

Кроме того, у Солекса совершенно другая конструкция поплавковой камеры. Он двухсекционный, что позволяет использовать устройство как на переднеприводных автомобилях, так и на автомобилях с классической компоновкой.

332dd06c-4c43-4e0f-b648-3d5062b0034d.jpg

Карбюраторы Солекс отличаются надежностью и простотой обслуживания

Диагностика карбюратора

О том, что в карбюраторе имеется неисправность, могут свидетельствовать характерные признаки:

  • есть временной разрыв с момента нажатия на педаль газа до момента разгона автомобиля;

  • рывки в работе силового агрегата на высоких оборотах;

  • серия рывков при движении по ровной поверхности;

  • заметное снижение скоростных характеристик автомобиля;

  • значительно увеличился расход топлива;

  • двигатель не запускается «на холодную»;

  • нестабильность работы двигателя на холостом ходу.

Каждый из этих признаков, а также их сочетание свидетельствует о том, что в карбюраторе возникла проблема и требуется ремонт или регулировка.

Проверить надежность соединений карбюратора и потеков

Если есть утечки топлива, растяните разъемы. Не исключено, что из-за ослабления соединения карбюратор вышел из строя

Проявления и причины поломок

Карбюратор является важным компонентом топливной системы. Его неисправность сразу же отражается на характере движения автомобиля.

Типичные проявления неисправностей

  • отказ – опускание или отсутствие реакции автомобиля на нажатие педали газа в течение нескольких секунд;
  • рывок – кратковременный сбой;
  • рывки — серия рывков;
  • качание – несколько неудач подряд;
  • слабый разгон – медленное увеличение скорости;
  • затрудненный запуск двигателя или невозможность запуска;
  • нестабильный холостой ход;
  • высокий расход топлива.

Двигатель не запускается

Причин затрудненного запуска две: либо пропорции смеси меняются (слишком богатая или бедная), либо топливо по каким-то причинам не доходит до карбюратора.

  1. откройте карбюратор. Нажмите на педаль газа 2-3 раза. Ускорительный насос одновременно впрыскивает топливо в камеру, что видно. Если она есть, то причина тяжелого запуска, скорее всего, в нарушении смесеобразования.

проверка-поступления-бензина-1024x768.jpg
Ускорительный насос впрыскивает топливо в камеру, что видно

  1. Если в смесительной камере нет топлива, проверьте поток из бака. Попробуйте подкачать топливо вручную топливным насосом, отсоединив шланг подачи от разъема карбюратора.
  2. Если из шланга пульсирующей ритмичной струей вытекает бензин, вероятно, насос исправен. Проверьте сетчатый фильтр и игольчатый клапан на входе карбюратора на чистоту.
  3. Полезно следить, чтобы топливный насос качал не только вручную, но и от привода двигателя. Для проверки опустите свободный конец шланга в бутылку, проверните коленвал стартером. Если бензин не течет, при этом насос вручную качает его нормально, проблема в станции.

бензонасос-1024x927.jpg
Убедиться, что топливный насос качает не только вручную, но и от привода двигателя

Помимо проблемного бензонасоса, причиной отсутствия топлива могут быть забитые шланги, забитый топливный вход и фильтр тонкой очистки, нарушение вентиляции бензобака.

Для проверки вентиляции откройте крышку бензобака, попробуйте подкачать топливо. Если он появляется на выходе из топливного насоса, следует устранить засорение вентиляционных отверстий.

Открытость шлангов проверяют продувкой насосом или ртом.

Для восстановления работоспособности сетчатого фильтра промойте его в бензине или ацетоне, продуйте воздухом.

Застрявший игольчатый клапан иногда отрывается легким нажатием на корпус карбюратора. Даже если слив помогает, замените клапан как можно скорее.

Соотношение смеси может быть нарушено неправильным (из-за фиксированного) положения воздушной заслонки или повреждением диафрагмы стартера. Эти проблемы часто проявляются при холодном запуске двигателя.

Помимо них нужно смотреть уровень в поплавковой камере, герметичность прокладок и шлангов. Через повреждения и неплотные соединения в карбюратор может попасть посторонний воздух, изменяющий оптимальную пропорцию смеси.

На первых прототипах ВАЗ-2108 передние крылья, капот, двери и крышка багажника были из алюминия! Из «крылатых» сплавов также отливались петли, арматуры, предохранительные дуги и другие детали. Планировали даже использовать необычные колесные диски — из полипропилена и поликарбоната, а бензобаки — «выдувные» из полиэтилена.

Карбюратор «переливает»

Высокий уровень бензина в поплавковой камере — карбюратор «переливается» — обычно влияет на запуск прогретого двигателя.

Кроме того, «перелив» проявляется в виде неустойчивого холостого хода, черного дыма из выхлопной трубы, нагара на свечах, падений и запаха бензина под капотом.

Среди причин «перелива» — проблемы с газовым клапаном, электромагнитным клапаном, форсунками и топливным насосом. Но чаще всего «виноваты» поплавки или игольчатый клапан.

Когда игла застревает в открытом положении, потоку бензина ничего не мешает, а уровень в поплавковой камере должен быть стабильным.

Аналогичная картина складывается, когда разгерметизированный поплавок теряет плавучесть и не управляет клапаном, либо нарушается регулировка поплавкового механизма.

Для проверки уровня в поплавковой камере, состояния игольчатого клапана и поплавков, для регулировки поплавкового механизма снимите крышку карбюратора.

карбюратор-без-крышки-1024x576.jpg
Для проверки уровня в поплавковой камере, состояния игольчатого клапана и поплавков, для регулировки поплавкового механизма снимите крышку карбюратора

Необходимый уровень бензина 25-26 мм от верхнего края патронника. Если меньше или больше, требуется регулировка.

Проверить работу игольчатого клапана, создав разрежение во входном штуцере с помощью резиновой груши или насадки. Если клапан пропускает воздух, единственный способ его починить — заменить.

Поместите крышку на ровную поверхность поплавком вверх. Осмотрите ее. Правильное положение поплавков параллельно канавкам днища карбюратора на прокладке. Язычок рычага должен располагаться по центру шарового клапана. Расстояние от нижнего среза поплавков до прокладки 2 мм.

крышка карбюратора-1.jpg
Расстояние от нижней части поплавков до прокладки 2 мм

Подгибая тяги рычага, вы добиваетесь положения, при котором верхний срез поплавков находится на 34 мм выше крышки. Свободный ход нижней кромки регулируется подгибанием язычка. Его норма составляет 15 мм.

регулировка-поплавка-1024x583.jpg
Подгибая тяги рычага, вы достигаете положения, при котором верхний срез поплавков находится на 34 мм выше крышки

В вертикально повернутой крышке язычок давит на шарик, закрывая клапан. Следы от поршня на боковых поверхностях поплавков должны быть параллельны крышке.

Целостность поплавков определяется внешним осмотром. Для более точной оценки их снимают и помещают в емкость с бензином, придавливая грузом.

Не работает первая камера

Первая (основная) камера карбюратора ВАЗ-2108 (2109) готовит смесь на холостом ходу, малых и средних нагрузках. Другой подключается для помощи при увеличении нагрузки.

Проблемы с первой камерой проявляются в холостых рывках, падениях и рывках. Когда камера полностью вышла из строя, двигатель останавливается, стоит отпустить педаль газа.

Производительность камеры зависит от удобства использования и регулировки дроссельной заслонки. Но чаще всего причиной поломки является загрязнение жиклеров, патрубков и каналов.

Многие автолюбители, отчаявшись восстановить работоспособность, тратят деньги на новый карбюратор. Чрезмерного расхода можно избежать путем тщательной очистки карбюратора.

Для прочистки форсунки и эмульсионные трубки откручиваются и снимаются и маркируются, чтобы не перепутать при сборке.

Сначала поплавковую камеру промывают только резиновой грушей, но ни в коем случае не тряпками, которые могут оставить в карбюраторе невидимые ворсинки.

Воздуховоды, форсунки и патрубки продуваются сильной струей воздуха, промываются бензином, ацетоном, разбавителем или очистителем карбюратора. Бензин чаще всего используется для очистки. Не повреждает мембраны и уплотнения, но отмывает отложения хуже других растворителей.

Значительно забитые сопла прочищают деревянной зубочисткой или медной проволокой диаметром 0,8 мм. Промывка и очистка повторяются до тех пор, пока он не станет полностью чистым/

Почему замерзает карбюратор

Карбюратор может замерзнуть при длительной езде с постоянной скоростью в сырую холодную погоду. В местах с большой скоростью воздуха образуется иней, который закупоривает воздуховоды до такой степени, что двигатель останавливается. Лед можно увидеть, если быстро снять крышку воздушного фильтра. Но на горячем двигателе быстро тает.

Для предотвращения обледенения в воздушный фильтр вместе с холодным воздухом подается также подогретый воздух при низких температурах. Некоторые водители по незнанию избавляются от «лишних» деталей, создавая условия для образования льда.

подогрев-воздуха-1024x768.jpg
Для предотвращения обледенения в воздушный фильтр вместе с холодным воздухом подается нагретый воздух при низких температурах

Замерзание карбюратора не является большой проблемой. Стоит заглушить двигатель, как лед тает за несколько минут.

Снятие и разборка карбюратора

Обычно карбюратор управляется и регулируется непосредственно на двигателе. Снятие и разборка необходимы, когда традиционные методы устранения неполадок не дают результата.

Для работы с карбюратором вам потребуются следующие инструменты и приспособления.

Таблица: инструменты для обслуживания карбюратора

ИнструментЗаявление
ТипРазмер (мм) 
открытый ключ1. 3крепление карбюратора,
соленоидные клапаны
одиннадцатькорпус стопорного штифта поплавкового механизма
восемьконтргайка винта регулировки стартера,
дроссельный кабель
7винт регулировки зазора пусковой заслонки
торцевой ключ1. 3пробка топливного фильтра
восемьдроссельный кабель
шлицевая отверткаширина колеи 7крышка корпуса,
крышка ускорительного насоса
воздушные форсунки
ширина колеи 4,
длина отвертки 65
главный топливный жиклер,
регулировка состава смеси на холостом ходу,
триггерная регулировка диафрагмы.
ширина колеи 4–5,
длина отвертки 50–70
винты давления системы запуска
заостренная палочкадиаметр 3,5–4,
длина 80–100
снятие основных топливных форсунок
сверла или калибры1.1
2,5,
6,5
регулировка демпферного зазора при запуске
бронзовая оправкадиаметр 3,5–3,9,
длина 35–45
удаление поплавка
медная проволокадиаметр 0,8–0,9,
длина 100
чистка основных топливных форсунок
диаметр 0,3чистка форсунок на холостом ходу и экономостат
стальная проволокадиаметр 0,2–0,25чистка форсунок ускорительного насоса
легкий молоток 
резиновая грушапроверка герметичности запорного клапана поплавкового механизма
насосочистка канала
плоскогубцыразборка корпуса
пинцетразборка корпуса
автомобильный мультиметркорректирование

Порядок снятия

  1. Отсоедините провода.
    Провода карбюратора

    Отсоедините провода от электромагнитного клапана и винта количества

  2. Снимите возвратную и удерживающую пружину.
    Снятие пружин

    Снимите возвратную и удерживающую пружину

  3. Ослабьте трос дроссельной заслонки, отпустите и вытащите наконечник.

    Удаление кабеля
    Ослабьте трос дроссельной заслонки, отпустите и вытащите наконечник

  4. Ослабьте крепление штока, открутите болт, снимите шток.
  5. Отсоедините все шланги, кроме шлангов системы отопления.

    Отсоедините шланги
    Отсоедините все шланги, кроме шлангов системы отопления

  6. Откручиваем ТЭН с двумя шлангами. Отведите его в сторону и закрепите проволокой или веревкой.
  7. Снятие обогревателя

    Откручиваем ТЭН с двумя шлангами. Отведите его в сторону и закрепите проволокой или веревкой

  8. Ослабьте крепления фланцев. Снимите карбюратор со шпилек. Снимите подушки и встаньте.

Карбюратор прикипел

При попытке снять карбюратор владельцы иногда сталкиваются с необъяснимой проблемой: все четыре гайки крепления сняты, а карбюратор как бы приварен, не двигается.

Скорее всего, при установке карбюратора с небольшим перекосом, крепления были затянуты неравномерно. В результате отверстия деформировались и сцепились с резьбой шпилек.

Некоторые пытаются загнать отвертку или зубило под карбюратор, чтобы использовать его как рычаг. Этого делать не следует.

Во-первых, на фланце карбюратора или впускном коллекторе можно оставить глубокие забоины и царапины, которые необходимо устранить зачисткой и шлифовкой основания. Во-вторых, весь мусор от такой операции (часть упаковки) попадет в коллектор.

«Вскипевший» карбюратор снимается руками, покачивая из стороны в сторону. После снятия монтажные отверстия расширяются круглым напильником.

Даже по современным меркам график создания ВАЗ-2108 выглядит быстрым. В 1978 г был изготовлен первый прототип, а к концу 1984 г выпущена партия из 2000 коммерческих автомобилей. По меркам неторопливого советского автопрома — ненаучная фантастика. Особенно учитывая следующий факт: из 3500 узлов и деталей от классических «Жигулей» «восьмерка» получила только одну — поршневой палец двигателя. А потом сокращенно.

Разборка устройства

При разборке карбюратора обязательно отметьте или запишите положение и маркировку форсунок, чтобы при сборке не перепутать места их установки.

Внимательно следите за перьями. В разобранном виде они «любят» расползаться и «прятаться» в самых неожиданных местах. При разборке деталей не потеряйте пломбы.

  1. Отвинтите электромагнитный клапан, снимите уплотнение, стакан и сопло.
    Соленоидный клапан
    Отвинтите электромагнитный клапан, снимите уплотнение, стакан и сопло
  2. Ослабьте винт приводной тяги, снимите кронштейн. Откручиваем ось, снимаем рычаг воздушной заслонки. Снимите шар с пружиной под ним.
  3. Дроссельный рычаг
    Ослабьте винт приводной тяги, снимите кронштейн. Откручиваем ось, снимаем рычаг воздушной заслонки
  4. Откручиваем крепления, отсоединяем трос, откручиваем винт количества, ослабляем пружину.
    Количество винтов
    Откручиваем крепления, отсоединяем трос, откручиваем винт количества, ослабляем пружину
  5. Откручиваем пробку, снимаем сетчатый фильтр.
  6. Открутите соединители топливных шлангов.

Разборка крышки

  1. Откручиваем крепления, отделяем крышку. Положите его вверх дном. Разделите их, выбив вал.
  2. Снимите накладку.
    Плавающий
    Откручиваем крепления, отделяем крышку. Положите его вверх дном. Разделите их, выбив вал
  3. откройте впускной клапан.
  4. Открутив крепеж, отделите крышку стартера, освободите шток, вытащите диафрагму.
  5. Снимите пружину воздушной заслонки.

Разборка корпуса

  1. Отвинтить компенсационные патрубки (воздух) с обеих камер. Вытяните трубы. Открутите топливные форсунки.
  2. Отверткой снимаем атомайзер, снимаем прокладку.
    Форсунки и трубки
    Выключите воздушные форсунки в обе камеры. Вытяните трубки. Снять топливные форсунки
  3. Откручиваем винт качества, вытаскиваем его из канала, снимаем пломбу.
  4. Возьмите маленькие диффузоры.
  5. Сняв пластиковую крышку, откручиваем винт, снимаем стопор и сектор с рычага привода заслонки.
    Сектор привода
    Сняв пластиковую крышку, откручиваем винт, снимаем стопор и сектор с рычага привода заслонки
  6. Если его необходимо заменить, возьмитесь за него пассатижами и, не поворачивая, вытащите клапан экономайзера.
  7. Открутив гайку, снимите кулачок ускорения.
  8. Ослабьте переключатель основной камеры. Если это не помогло, сначала подпилите расширенные концы винтов напильником.
  9. Снимаем демпфер, вытаскиваем вал, снимаем пружину.
    Газовые клапаны
    Снимаем демпфер, вытаскиваем вал, снимаем пружину
  10. Таким же образом снимите второй клапан.
  11. Если необходимо восстановить поверхность фланца, сначала снимите свободную трубу воздуховода. Для этого вставьте внутрь сверло диаметром 2 мм. Оберните корпус трубки наждачной бумагой, захватите плоскогубцами и вытащите из корпуса.

Чистка и промывка карбюратора «Солекс»

Требуемые средства:

  • компрессор или насос с коническим штуцером на конце шланга;
  • очиститель карбюратора в аэрозольном баллончике или ацетон;
  • зубная щетка (желательно детская);
  • тонкая деревянная лопатка;
  • зубочистки;
  • чистая тряпка.

Перед промывкой карбюратора рекомендуется замочить отсоединенные элементы в специальной промывочной жидкости на 8-10 часов. Это не относится к резиновым и пластиковым изделиям!

Если у вас нет столько времени, обработайте детали снаружи и внутри жидкостью для промывки карбюратора и подождите 30 минут.

Очиститель карбюратора

Внешние загрязнения лучше удалять зубной щеткой. Грязевые отложения на внутренней стороне крышки и корпуса карбюратора удаляются тонкой деревянной лопаточкой, обернутой в чистую ткань.

Детали с внутренними отверстиями (форсунки, диффузоры, патрубки и внутренние каналы в крышке и корпусе карбюратора) после промывки необходимо продуть струей сжатого воздуха (желательно не менее 6 атмосфер).

Замена неисправных элементов и сборка карбюратора «Солекс»

При полной разборке карбюратора рекомендуется заменить все элементы, имеющие признаки повреждения или деформации. Лучшим решением для самостоятельного ремонта устройства является приобретение ремкомплекта, в который входят все детали, которые могут нуждаться в замене:

  • струя;
  • пружины;
  • печать;
  • диафрагмы;
  • прокладки (крышки и корпуса карбюраторов);
  • игольчатый вентиль;
  • фильтр;
  • шурупы (качество, количество);
  • ремонтные шпильки и т.д.
    8806b898-579b-41fc-acbd-90ca6963b2b5.jpg

    Сборка/чистка или другие действия с карбюратором производятся с помощью ремкомплекта карбюратора Солекс

После замены бракованных элементов приступаем к сборке карбюратора. Производим его в порядке, обратном описанному выше. Мы не крепим крышку карбюратора к кузову!

Сборка карбюратора ВАЗ 2109

Итак, ваш карбюратор полностью разобран, и вам нужно собрать его обратно. Процесс довольно прост и осуществляется в порядке, обратном сборке.

Сначала промойте все детали в растворителе, не забудьте корпус и крышку. Мы описали выше, как это сделать. Вставьте топливный фильтр обратно после его осмотра (не должно быть никаких повреждений). Если что-то не так, замените его новым. После установки фильтра закрутите пробку на место.

Затем установите поплавок, который также следует проверить на наличие повреждений и герметичность. Погрузите поплавок в емкость с топливом на несколько минут и вытащите его. При попадании топлива внутрь поплавок необходимо заменить.

Обратите внимание на боковые части поплавков. Если на них видны следы контакта со стенками карбюратора, рычаги следует отогнуть в сторону.

Проверьте и при необходимости замените уплотнение крышки карбюратора.

Соберите крышки акселератора и топливного насоса, а также экономайзер. При установке разгонного процесса крышку следует фиксировать всеми винтами, не затягивая их полностью. После этого нужно до упора утопить рычаг помпы и закрутить винты, отвечающие за фиксацию крышки.

Проверьте электромагнитный клапан, подключив его к питанию (клемму клапана подключите к плюсовому полюсу аккумулятора, а минус от аккумулятора поместите на корпус клапана). Когда цепь замкнута, игла клапана должна войти в корпус. Если этого не произошло, деталь необходимо заменить на новую.

Замените эмульсионные трубки, продув или заменив их. Также установите и привинтите крышку карбюратора, а также приводной сектор с заслонками.

Зачем нужна и из чего делают прокладки головки блока

Прокладку головки блока цилиндров следует заменять при снятой головке. Прокладка, хотя и дорогая, является расходным материалом и не подлежит восстановлению или повторному использованию. Футеровка должна выдерживать высокие нагрузки как термические, так и механические. Температура в камере сгорания может достигать 1200°С, а у ВАЗ 2106 — не менее 1000°С, поэтому требования к материалу, из которого изготовлена ​​прокладка, очень высоки.

Термостойкая прокладка изготовлена ​​из асбестосодержащего материала, который не разрушается и не меняет своей структуры под воздействием высоких температур. Асбест был запрещен к использованию в автомобильной технике, поэтому сейчас его заменяют новыми материалами, но чаще всего содержание асбеста просто не указывается на упаковках прокладок. Керамосодержащие прокладки стоят дорого, поэтому их используют только на дорогих автомобилях, к которым девятка не имеет никакого отношения.

Помимо термических нагрузок, прокладка должна выдерживать сильное давление, создаваемое в камере сгорания, а также обеспечивать герметизацию масляных каналов и каналов системы охлаждения. Для этого прокладка ГБЦ должна обладать определенной упругостью и прочностью. Прочность на разрыв ему придают армирующие материалы, которыми чаще всего является тонкая стальная проволока.

Признаки пробитой прокладки ВАЗ 2109

Правил замены прокладки не существует, так как хорошая и качественно сделанная деталь может прослужить довольно долго, пока головка не будет разобрана. Но следить за состоянием необходимо, и сложность в том, что повреждение прокладки редко проявляется внешне. Масляные и антифризные потеки не всегда могут свидетельствовать о повреждении прокладок. Но есть ряд безоговорочных признаков того, что прокладка нуждается в замене.

  1. Подвеска в картере. Это определяется проверкой уровня масла. Вместо чистого или даже темного масла на щупе появляется водянистая взвесь темно-коричневого цвета. Охлаждающую жидкость можно нагнетать в систему смазки, где она смешивается с маслом, но смесь не может быть однородной и имеет вид взвеси. Первым признаком утечки антифриза в картер является повышение уровня масла.
  2. Масляные пятна в расширительном бачке охлаждающей жидкости. Та же история — масло попало в антифриз, но оно там раствориться не может, поэтому выглядит как пятна на поверхности. Это также сигнал о том, что прокладка повреждена.
  3. Падение компрессии в конкретном цилиндре или в двух соседних. Чаще всего это происходит, когда прокладка просто некачественная и прогорает в месте запайки цилиндра. Прогореть может где угодно, по периметру камеры сгорания — как снаружи блока, так и в каналы. Внешнее выгорание сразу слышно по звуку. Поэтому такую ​​неприятность нужно устранять немедленно.

Как заменить прокладку блока ВАЗ 2109

Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 проводится по тому же сценарию, что и на восьмерке, на ВАЗах десятой серии, так как конструкции двигателей этих автомобилей очень мало отличаются друг от друга. Приведем принципиальную схему процедуры замены прокладки, так как откручивание каждого болта описывать не нужно, а Мурзилка в бардачке есть у всех. Остановимся лишь на самых важных моментах, которыми нельзя пренебрегать во избежание выхода из строя всего двигателя.

Замена прокладки производится следующим образом:

  1. Снимаем клемму с аккумулятора, сливаем антифриз, может быть не полностью, если он исправен. Слейте масло, если в него попал антифриз.
  2. Отсоединяем провода от датчиков, снимаем термостат, воздушный фильтр, крышку ГРМ, отсоединяем выхлопную трубу от глушителя.
  3. Ставим валы и шестерни строго по меткам, снимаем ремень ГРМ, отсоединяем все шланги и провода от карбюратора и снимаем его.
  4. Снимаем патрубки системы охлаждения и крышку ГРМ, после чего откручиваем болты ГБЦ. После этого осторожно снимите головку с автомобиля.

Необходимые материалы

Вот из чего можно сделать прокладку для карбюратора:

  1. Паронит.
  2. Топливостойкая резина.
  3. Металлический асбест.
  4. Картон.

Вот основной список материалов, подходящих для изготовления прокладок.

К сожалению, эти материалы не всегда доступны автомобилисту, а вот картон доступен каждому и в больших количествах. Он должен быть плотным и иметь толщину примерно 0,8-1 мм. Это самый распространенный материал среди автомобилистов, решивших приобрести навыки автослесаря. Да и не всегда получается выполнить нужную работу с первого раза, работа достаточно тонкая, можно уничтожить не одну заготовку, зря тратить дорогие и дефицитные материалы, а картон всегда есть в наличии и в хорошем качестве, прокладки сделаны это очень хорошо.

Установка прокладки и сборка двигателя ВАЗ 2109

Худшее уже позади. Теперь осталось выяснить причины прогара прокладки или пробоя между каналами. Скорее всего, в этом виновата сама прокладка, но нужно быть готовым к неприятным исключениям. Дело в том, что если прокладка в разорванном состоянии какое-то время проработала, на соединительной плоскости блока цилиндров или головки могут образоваться раковины. Поэтому перед заменой прокладки ВАЗ 2109 важно самым тщательным образом изучить электрические схемы. В противном случае новая прокладка прослужит неделю и мы будем менять их бесконечно.

Если поверхности в порядке, смажьте новую прокладку специальным термостойким герметиком, внимательно изучите инструкцию. Герметики бывают разные, отличаются и способы применения. Последовательность затяжки болтов головки блока каждый уважающий себя девяточник должен знать наизусть, но на всякий случай мы включили ее в картинку. Рекомендуется обращать внимание на момент при затяжке. Если у вас есть динамометрический ключ, отлично. Затем болты растягиваем первый раз моментом 2 кгс/м, второй раз моментом 8 кгс/м, а затем запрессовываем в том же порядке с четверть оборота.

Вот так меняется верхняя набивка на девятке и на восьмерке. Каждый раз, проверяя уровень масла в двигателе, обязательно обращайте внимание на его состояние, и тогда ваша девятка прослужит не один год. Покупайте хорошие прокладки и удачи на дорогах!

Переделка карбюратора на инжектор на ВАЗ 2109

Карбюраторные двигатели давно устарели. Но сегодня на наших дорогах нетрудно встретить автомобили, оснащенные этим типом двигателя. Модель ВАЗ 2109 не исключение.

Девять двигателей
Девять двигателей

Имея в своем распоряжении карбюраторную девятку, вы даже можете своими силами переоборудовать ее в инжекторную машину.

Прежде чем решиться на такой шаг, обязательно изучите сильные и слабые стороны каждого типа двигателя, а также решите, в каком режиме вы наиболее активно используете свой автомобиль. От этого во многом зависит ваше окончательное решение.

Карбюратор. Преимущества и недостатки

Начнем с негатива. Это включает: 

  • Такие двигатели давно не устанавливались на серийные автомобили. В Европе и вообще из-за требований экологических норм карбюраторы занесены в черный список. То есть они запрещены, потому что сильно загрязняют атмосферу;
  • На высоких скоростях возможности двигателя значительно падают. Крутящий момент не достигает желаемой производительности. Зато на низких оборотах эффективен и позволяет хорошо разгоняться с места до сотни;
  • При обгоне карбюратор мука. Нормальный и безопасный обгон автомобилей проблематичен. Особенно учитывая мощность карбюраторной девятки;
  • Высокий расход топлива по сравнению с инжекторными двигателями. В среднем девятка с карбюратором в обычном режиме расходует около 8,5-9 литров топлива на 100 км пути;
  • Воздушная заслонка управляется вручную. Исключения составляют некоторые версии последних образцов, где успели установить автоматические устройства. Некоторые автолюбители утверждают, что ручное управление заслонкой зимой имеет свои преимущества, поскольку позволяет чувствовать двигатель. Но понять это могут только опытные водители.

Девять карбюраторов
Девять карбюраторов

Но не будем говорить только о плохом. ВАЗ 2109 с карбюратором также имеет положительные характеристики:

  • Стоимость карбюратора значительно дешевле инжекторного двигателя;
  • Обслуживание двигателя стоит меньше, а саму работу легче проводить при самостоятельном ремонте;
  • Поклонники карбюраторов утверждают, что отсутствие блоков управления, микроконтроллеров – это неоспоримый плюс. Хотя с ним можно поспорить;
  • Если двигатель выйдет из строя даже за 100 километров от ближайшего населенного пункта или заправки, для опытных водителей это не проблема, так как ремонт можно произвести даже в полевых условиях. Но тут нужны подходящие инструменты и помощь пассажира.

замена пары бронепроводов и выполнение продувки — простой вариант быстрого самостоятельного ремонта карбюратора. Инжекторный двигатель таких фокусов не понимает.

Инжектор. Преимущества и недостатки

Короче говоря, все достоинства инжектора — недостатки карбюратора, а все недостатки — достоинства карбюратора.

Инжектор девять
Инжектор девять

К основным особенностям инжекторных двигателей относятся:

  • Форсунки более экологичны, соответствуют требованиям по выбросу вредных веществ;
  • Хотя крутящего момента не хватает на низких оборотах, это облегчает обгон на высоких скоростях. Двигатель, кажется, открывает новый ветер;
  • Затраты на техническое обслуживание форсунки выше;
  • Для нормальной работы такого двигателя требуется чистое топливо. Карбюратор «кормит» все;
  • Для проверки ошибок необходимо провести диагностику, что требует больших затрат времени и средств;
  • Форсунка потребляет меньше топлива. В среднем 6-7 литров на 100 км;
  • Практически все системы работают под управлением компьютера, поэтому при правильной эксплуатации двигатель работает максимально эффективно и экономично;
  • Возможна установка ГБО на инжектор. А вот с карбюратором такой шаг сопряжен с рядом сложностей.

Стоит ли переделать карбюратор на инжектор

Не многие водители ВАЗ 2109 решаются на переделку карбюраторного двигателя, и такие опасения, несомненно, обоснованы.

  • Во-первых, нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что инжекторный двигатель экономичнее. Если речь идет об экологических характеристиках, то вы можете подумать об этом. Но для этого вместо форсунки можно использовать одно из вихревых аэродинамических устройств, например Эковортекс или Экотоп. Кроме того, такая система устанавливается в течение нескольких минут.
  • Во-вторых, менять карбюратор довольно дорого. Стоимость всех деталей, а их около 50, может составлять около 500 долларов и более.
  • Кроме того, если вы не уверены в своих силах, лучше доверить работу профессионалам. Если вы никогда не сталкивались даже с мелким ремонтом двигателя ВАЗ 2109, возможно, стоит поискать другие пути решения проблемы.

Но если вы все же решили перейти, то внимательно прочитайте следующие рекомендации.

Переделка

Для замены карбюратора на инжектор своими руками обязательно вооружитесь следующими комплектующими:

  • ГБЦ от ВАЗ 2112 с ресивером и коллекторами;
  • Датчик детонации;
  • Газовая трубка с датчиком положения заслонки;
  • ДМРВ и ряд других предметов.

Комплект для замены
Комплект для замены

Когда все будет готово, можно приступать к работе.

  1. Разберите старую головку блока цилиндров. Кроме того, снимите все навесное оборудование в топливной сборке, топливном баке и системе зажигания.
  2. Снимите генератор, термостат, шкивы и ремни.
  3. Установить новый бензобак с насосом, позаимствованный у донора — инжекторный ВАЗ.
  4. Снимите компоненты карбюратора и системы зажигания, подлежащие замене.
  5. Отсоедините патрубки и шланги системы охлаждения. Поставил сюда новенький комплект от инжектора.
  6. Снимите ящик.
  7. Установите новые поршни от донора инжектора и шатуны на 10. Обычные компоненты карбюратора не рассчитаны на степень сжатия инжектора. Кроме того, имеются специальные выемки для других клапанов.
  8. Установить новый блок с отводом на крышку для ДПКВ, заменив штатный масляный насос. Если удастся снять крышку, под замену пойдет только то.
  9. Сняв старые патрубки системы охлаждения, установите новые. Лучшим решением будет замена всего комплекта. Его покупка не повлияет на ваш общий бюджет.
  10. Подготовьте все необходимое для сборки головы на 16 клапанов. Крепления подходят, только болты от старой головы длинные и их надо укоротить. Также в новой головке не забудьте сделать отверстие под размер 12.
  11. Установить новые топливопроводы от датчика.
  12. Подсоедините свой новый бензобак к магистралям.
  13. Протяните провода от блока управления к топливному насосу. Регуляторы уровня топлива можно использовать старые, от карбюраторного автомобиля.
  14. Вырежьте отверстие в стене моторного отсека, через которое будут проложены провода. Таким образом, вам больше не нужно делать обычные провода.
  15. Установите датчик детонации, просверлив отверстие в блоке и нарезав его до размера 8.
  16. Обязательно замените водяной насос, сняв блок с донора 2112.
  17. Приобретите новый сапун картера и масляный щуп. Установите их вместо предыдущих.
  18. Установите новую головку блока цилиндров. Только не забудьте поменять прокладку, которая подходит к уже другой головке.
  19. Установите термостат, позаимствованный у ВАЗ 2112.
  20. Подсоедините трубки охлаждающей жидкости.
  21. Снимите заднюю крышку ГРМ и ролики. Демонтируются шкивы от 2112. Ремень необходимо установить по меткам.
  22. Установите новый генератор вместе с приводом. У нового генератора верхние крепления останутся целыми, так как это не предусмотрено конструкцией карбюратора ВАЗ 2109. Поэтому закрепите пару нижних болтов крепления максимально надежно.
  23. Поместите все датчики в новые места.
  24. Заклейте клапанную крышку качественным герметиком.
  25. Соберите модуль зажигания, провода, свечи зажигания и другие компоненты.
  26. Установите воздушный фильтр.
  27. Почините выхлопную систему. Глушитель часто оставляют стоять, а резонатор и другие компоненты берут с донора.
  28. Провод подключается к приборной панели и замку.
  29. Заливайте новое масло, заправляйте автомобиль качественным топливом.
  30. Запустите двигатель и сделайте тест-драйв.

Основные трудности при замене инжектора на карбюратор

Работа по смене и доработке некоторых узлов двигателя достаточно трудоемка, требует определенных навыков и времени. Запчасти, как и провода, необходимо подбирать в соответствии с параметрами качества, иначе переделка карбюратора автомобиля ВАЗ 2109 на инжектор может оказаться напрасной

При использовании деталей с разборки важно не поддаваться низкой цене, а осознавать износ детали, требовать гарантии от продавца. Не рекомендуется работать в одиночку, необходимо пригласить помощника, еще лучше, если он разбирается в автомобильной технике

Выполнить работу своими силами, сэкономить на услугах специалистов можно при грамотном распределении сил. Выбранные детали перед установкой очищают от грязи и пыли, переход должен быть выполнен с необходимым регламентом.

Есть определенные риски, например, сумма затрат не окупится за счет экономии топлива. Замена проводится в большинстве случаев для удобства эксплуатации автомобиля, установив и правильно настроив карбюратор, можно добиться низкого расхода топлива. После модернизации не получается новый прибор, отличающийся надежностью, а замена выработавшего свой ресурс прибора на новый дает гарантию на несколько лет без капризной эксплуатации, гораздо дешевле.

Что можно получить

Положительных моментов в переходе с карбюратора на инжектор довольно много. К наиболее важным причинам можно отнести следующие:

  • Экономия топлива за счет подачи непосредственно в цилиндр двигателя.
  • увеличивает мощность двигателя, особенно на малых скоростях.
  • повышенная стабильность на холостом ходу.
  • Снижает выбросы углекислого газа в атмосферу за счет использования 90% всего потенциала топливной смеси.
    Система впрыска считается более современной и экологичной. Он обеспечивает соответствие стандарту Евро-2, чем не может похвастаться карбюраторный двигатель. Благодаря наличию специального контроллера даже на холодную автомобиль будет легко заводиться и стабильно работать.

    Стоит отметить, что у инжектора есть и недостатки. Среди них:

  • точность до хорошего топлива;

более сложная диагностика и обслуживание;

высокая стоимость ремонта.

Переделав карбюраторный автомобиль на инжекторный, можно получить улучшенные технические, динамические характеристики. Предлагаем вам сравнение параметров двух двигателей.

Характеристика

Карбюратор

Инжектор

Диаметр цилиндра

76 миллиметров

82 мм

Мощность двигателя

64 кВт

78 кВт

Расход топлива в городе и на трассе

9/8,7 литров на 100 км

9,5/7 литров на 100 км

Разгон от 0 до 100 км/ч

16 секунд

13 секунд

Максимальная скорость

148 км/ч

155 км/ч

переделка карбюратора в инжектор – серьезный шаг в модернизации ВАЗ 2109. Несмотря на кажущуюся сложность, процесс выполняется даже своими руками. Но только при наличии достаточного опыта.

Доработка карбюратора ВАЗ-2108 (2109)

Автовладельцы модифицируют карбюратор и пытаются решить ту или иную эксплуатационную проблему. Наиболее распространенными являются высокий расход топлива и плохая динамика разгона.

Снижение расхода топлива

На расход топлива влияет не только карбюратор. Во многом это зависит от стиля вождения.

Прежде чем что-либо модернизировать, проверьте и отрегулируйте свечи зажигания и другие элементы зажигания, отрегулируйте клапана и установите чистый воздушный фильтр.

Значительное превышение расхода над пропускной обычно свидетельствует о неисправности, которую необходимо устранить, а уже потом совершенствовать конструкцию. Нет смысла крутить карбюратор, если в цилиндрах низкая компрессия.

При снижении расхода относительно паспортных данных следует помнить, что скорее всего пострадает динамика разгона. Машина станет менее здоровой. Не исключено появление ошибок и других неприятных явлений. Хотите уже переделывать работу и устранять последствия операции?

Снизить расход топлива на 0,3-1 л/100 км можно за счет выбора форсунок первой камеры.

  1. Установите балку с меньшим сечением отверстий (индекс), ближайшую к существующей. Отрегулируйте холостой ход, оцените динамику движения.
  2. Если двигатель работает нормально, субъективно попробуйте следующий показатель. Продолжайте, пока не столкнетесь с непоправимыми проблемами выравнивания.
  3. Вернитесь к последнему стабильному варианту замены и попробуйте аналогичным образом заменить воздушные форсунки. Но не на меньший, а на больший индекс, чем задано.

Выбрав жиклер по этой методике, можно добиться снижения расхода почти на 1 л/100 км. Динамика неизбежно ухудшится. Насколько — можно судить только по результатам стендовых испытаний двигателя. Они недоступны обычному владельцу.

Расточка диффузоров

Диффузоры расточены с противоположной целью. Экономия бензина для любителей шустрых автомобилей неважна.

Увеличение диаметра диффузоров увеличивает поток воздуха и разрежение, которое всасывает топливо из каналов карбюратора в смесительную камеру.

Берясь за расточку, следует учесть, что простое увеличение расхода воздуха не решит проблему, так как сделает смесь хуже. Кроме того, нужно правильно подобрать форсунки.

Кроме того, эксперимент не только необратим, но и достаточно опасен, можно «забить» карбюратор насмерть и повредить смесительные камеры.

Безопасное сверление — Устраните препятствия для воздушного потока. Движению мешают неровности и следы отливок на мелких диффузорах, а также торчащие винты крепления дроссельных заслонок.

  1. Снимите малые диффузоры. Зажимаем в тиски, напильником удаляем неровности, перекладины закругляем. Отполируйте поверхности.
    Малый диффузор
    Снимите малые диффузоры. Зажимаем в тиски, напильником удаляем неровности, перекладины закругляем. Полировка поверхностей
  2. Не откручивая, сточить выступающие головки винтов крепления демпфера.
  3. Перед установкой продуть и промыть карбюратор.

С такими скучно маленькими диффузорами форсунки менять не надо. Смесь несколько обеднена, но на динамику это мало влияет.

растачивание больших диффузоров вручную дело не перспективное. Во-первых, это очень трудоемко, во-вторых, напильником тяжело поддерживать форму. Лучше поискать известную гимнастку.

Расточка положительно влияет на динамику при высоких оборотах двигателя. На малых и холостых оборотах увеличение диаметра диффузоров вызывает обеднение смеси, в результате чего ухудшается устойчивость, появляются перепады и падает мощность.

Недостатки устраняются увеличением размеров жиклера холостого хода, жиклера первой камеры и кулачка ускорительного насоса.

Всех неприятностей можно избежать, если заменить штатный карбюратор на модель, рассчитанную на двигатель большей мощности.

Расточив большие диффузоры или заменив карбюратор на более производительный, об экономии топлива лучше не вспоминать.

Видео к статье

Карбюратор ВАЗ 2109 Солекс установка и настройка

Установка карбюратора 2108 на автомобиль 21083. Настройка и проверка в дороге!

Ремонт и настройка карбюратора Солекс 2108 на ВАЗ 2109 1300

Как снять карбюратор ВАЗ 2109, 2108, 21099 пошаговая инструкция

Ставим экономичный карбюратор Солекс на ВАЗ 2109. 

Об авторе Николай Лёвкин

20-ти летний опыт ремонта автомобилей марки ВАЗ и УАЗ. Эксперт по ремонту автомобилей УАЗ.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.